О СТИХИЯХ
Психосоматическое реакции на некоторые виды музыкального искусства
Музыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей. С ее помощью достигались разные цели. Знающие люди с умом подходили к музыкальному оформлению своих мероприятий.

Например, христианская церковь запрещала музыку в своих храмах, до правления папы Римского Григория I , который разрешил, и, даже сам писал музыку для исполнения молитв. Однако эта музыка должна была быть не эмоциональна, без аккомпанемента, и мужской хор исполнял песни в унисон. Такой стиль называется григорианским пением.

И по сей день это пение настраивает на божественный лад, вызывая возвышенные, ангельские чувства у прихожан и священнослужителей в стенах храмов и монастырей. Григорий I был человеком, который знал, чего он хочет добиться с помощью музыки. И был не одинок в своем отношении к музыке.

Музыка, как стройный систематизированный звуковой ряд воспринимается сознанием как информация. Разум поначалу пытается разобраться в звучании музыки, извлечь оттуда максимум полезной информации. Но улавливаемая логика последовательности звуков, обычно не дает достаточно пищи для ума, чтобы неподготовленный ум стал вникать глубже во внутреннее пространство музыки . И в этом кроется «коварство» музыки. Ум, не найдя зацепок, снимает цензуру за поступающей звуковой информацией, и музыка, как сказал поэт «…льется прямо в душу».

Мы заметили, что человек слушает разную музыку в разное время, в зависимости от настроения. Чем более развит человек, тем больше диапазон его музыкальных интересов. И, конечно же, диапазон сознательных реакций так же шире. Во время прослушивания музыкального произведения человек может заметить свои реакции, развивающиеся в следующих направлениях:

• музыка как психологический якорь;
• ассоциации, связанные с названием произведения;
• воспоминаниями из прошлого, навеянными тональностью музыки;
• свободные ассоциации;
• неосознаваемые реакции;

Музыка «нью-эйдж» отвечает требованиям методик гуманистической психотерапии именно потому, что создает лишь фон, поле для творчества в индивидуальном мире образов каждого человека, в котором слушатель может «проиграть» идеальный образ себя, симулируя самоактуализацию. Погружаясь в свой образный мир, человек может получить опыт переживаний и восприятия себя, недоступный в реальной жизни, за пределами своего внутреннего мира.

Во время звучания музыки(в частности музыки Angelight (www.angelight.ru ) человек «…открыт этому опыту, может воспринимать его без защитных реакций, не боясь, что осознание чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении»(В.Козлов). Поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма. Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность. Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску.

Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение. Влияние «тяжелой» рок-музыки приводит к агрессии. Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы. Рок, помимо негативной информации, заложенной в текстах песен, оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека громкостью звучащих мелодий. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьезно травмирует мозг.

Довольно часто можно услышать сообщения о происшествиях, происходящих по вине взъерошенной рок-музыкой молодежи, которая возвращалась после принятия ударной дозы тяжелого рока на очередном концерте. Ненаправленная психическая энергия, возбужденная рок-музыкой, прорывалась в материальный мир, и молодые люди сеяли хаос вокруг себя. Мышечные напряжения, которые явно наблюдаются у таких людей в виде сжатых кулаков, резких движений и громких речевых реакций требуют отреагирования.

Скорее всего, напряжение в их мышцах возникает не в случайных местах, но существующие мышечные блоки становятся жестче за счет усиления напряжения в соответствующих «мышечных комплексах». Ослабление жесткости мышц может вызывать «…странные телесные ощущения: непроизвольную дрожь, конвульсии мускулатуры, чувства тепла и холода, зуд, мурашки, щекотку, физические ощущения страха, а также такие чувства, как страх, ярость и удовольствие» (Райх, 1969).

Несомненно, такие выплески полезны для самих обладателей мышечных блоков.

Но агрессия, стремящаяся найти выход из психического мира любителей рок-культуры, направлена вовне, на окружающую действительность, которая может быть как одушевленной, в лице случайных людей, прохожих на улице, так и неодушевленной: памятники культуры, продукты цивилизации(автомобили, витрины магазинов и т.д.), даже заборы и мусорные баки. Это свидетельствует о низкой избирательности рок-агрессоров или отсутствии таковой. То есть в сознании человека, находящегося в таком состоянии сглаживаются границы, теряются различия между объектами во внешнем мире и он готов крушить все на своем пути.

Некоторые музыкальные критики объясняют поведение молодежи на и после рок-концертов мощной энергией, которой обладает рок-музыка и, которая «заряжает» посетителей концертных площадок. Но органная музыка И.С. Баха не уступает, а иногда и превосходит по своей мощи и заряду.

Это, правда, не делает реакции любителей органной музыки неуправляемыми и не заставляет выплескивать агрессию из себя. Напротив, музыка Баха глубоко погружает слушателя в его внутренний космос, проявляя и усиливая ощущение величия человеческого духа. У слушателей в органных залах соматические реакции в виде напряжения все же присутствуют. Глубокие переживания, инициируемые мощью органной музыки, также «прорываются» в тело, требуя энергетического выплеска через телесное отреагирование. Но зачастую удерживаются усилием воли, благодаря напряженной мускулатуре. Ведь «…мускулатура способна, напрягаясь, препятствовать течению крови, иными словами, снижать до минимума движение телесной жидкости. …Ярость и страх также могут быть заторможены напряжением мышц.»(Райх, 1969).

Заметное ослабление телесного напряжения происходит за счет гармонических и тональностных изменений в музыкальной композиции, часто имеющих интеграционный характер. Это позволяет снять некоторые негативные локализации в сознании слушателя. Что дает право говорить о целительных свойствах органной музыки и в частности музыки Баха.

При изучении влияния классической музыки на человека учеными установлен ее чудодейственный эффект. Особенно много разговоров ведется о музыке таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Вивальди, Григ, Шуберт, Чайковский, Шуман и Дебюсси. Говорят, что музыка Моцарта способствует лучшему усвоению информации и вообще активизирует работу мозга. Классическая музыка может снять головную боль, особенно композиция Бетховена «Фиделио», Листа «Венгерская рапсодия», Полонез Огинского. Если у вас проблемы со сном, то от бессонницы вас избавят пьесы Грига, Чайковского и Сибелиуса. Вы можете улучшить память, если станете регулярно прослушивать Вивальди, его произведения из цикла «Времена года». И больные люди чаще в два раза быстрее выздоравливают, если слушали классическую музыку. В общем можно сказать, что классическая музыка полезна для здоровья, она улучшает деятельность мозга, память, снимает боль, избавляет от бессонницы.

Целительными свойствами, несомненно, обладает медитативная ( meditative (анг.) – задумчивый ) музыка. Имеется ввиду музыка для медитации в классической форме, кроме динамических медитаций Ошо. Различные медитативные техники сопровождаются музыкой, обычно медленной, спокойной, без резких и эмоциональных перепадов.

Такая музыка способствует быстрой релаксации. Мышечные напряжения снимаются без дополнительного вмешательства, а сознание человека, который не практикует медитацию и предпочитает не погружаться в глубокие размышления, быстро склоняется в состояние, близкое ко сну. Музыка как будто не задевает струны натянутых мышц, проходя «сквозь» тело и изнутри снимая контроль, поддерживаемый напряженностью мышечного панциря.

Особенно заметен результат быстрого воздействия медитативной музыки у людей, чье тело испытывает «супернапряжение», а мышечный корсет напоминает пуленепробиваемый жилет. Во время сеанса прослушивания наступает, так сказать «суперраслабление», но из-за погруженности в полусонное состояние тело такого человека не может полноценно отреагировать на освобождающуюся энергию и она сохраняется как потенциал, что выражается в бодром и приподнятом настроении и ощущении отдыха, даже если сеанс длился 15-20 минут.

Музыка эпохи барокко, именно ее часть с медленным темпом, наполнена звуками высоких частот и звучит в ритме от 60 ударов в минуту - идеальном ритме работы человеческого сердца во время отдыха. Музыка Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканием звуков, с ее богатством нюансов выдержана в тридцатисекундном ритме "громкое—тихое", что соответствует характеру биотоков головного мозга. Таким образом, музыка способна буквально физически вливать энергию в мозг и тело. Колокольный звон — генератор энергии. Он излучает большое количество резонансных ультразвуковых волн, проникающих во внутреннюю структуру организма человека, улучшающих формулу крови и работу сосудов. В результате у людей вырабатывается гормон, укрепляющий иммунную систему. Колокольный звон пробуждает скрытые резервы организма и помогает настроиться на молитвенный лад, т.к. при низких ритмических звуках частотой в 110 герц активность мозга временно смещалась из левой в правую долю, которая отвечает за творчество.

В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря: внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

В одной фразе из советского кинофильма: «…музыку нужно не сочинять, а изобретать» выражен интересный взгляд на музыкотворчество. Ведь музыку как фактор влияния на состояние человека, его самочувствие и развитие сейчас уже невозможно отменить. Нужно взять это свойство музыки во внимание и направить усилия на изобретение все новых подходов к созданию и использованию музыки в свете новых научных открытий о человеке, возможностях его организма и психики.