Мать Мария
Богоматерь, Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна - в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых.
Имя Мария в оригинале рукописи Нового Завета основано на Арамейском имени, которое читается как Марьям или Мирьям. Имя Мария пришло из греческого перевода, как сокращение
от Марьям. Оба варианта имени встречаются в Новом Завете. В христианстве, Мать Иисуса Христа обычно называют Девой Марией или Непорочной Девой Марией, в соответствии с верой, что она зачала Иисуса посредством Святого Духа. Среди других именований часто используются: Богородица, Святая Мария, Божья матерь или Богоматерь, Мадонна, Царица Небесная и др. Именование Девы Марии Богородицей было признано на Эфесском Соборе в 431 году.

«Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утонченность и возвышенность духа. Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребенка. Она заложила в Сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но собирала все нужное для облегчения странствий. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела все чудесное будущее. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг, и Ей Сын поведал решение свое, укрепленное Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой Матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери. О ней, поистине, мало известно, но, говоря о Великом Путнике, прежде всего следует сказать о Той, которая незримо вела его по высотам»

(Е.И. Рерих «Надземное» [6, 147])
Древний Иерусалим
Согласно Преданию, пресвятая Богородица родилась на изломе эпох в годы правления Ирода Великого в одном из пригородов Иерусалима. Ее родители - благочестивые иудеи Иоаким и Анна - были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Их род, ведущий свое происхождение от царя Давида, к тому времени уже утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство - прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок (8 сентября) и получила имя Мария. Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

В храмовой школе для девушек воспитывались лучшие представительницы иудейского общества, которые потом становились женами священников, книжников и знатных молодых людей. Их обучали всему, что было нужно для ведения хозяйства. Также огромное внимание уделялось тому, чтобы дать воспитанницам духовное образование, научить их хорошо разбираться в священных текстах и ритуалах. По сути, школа, в которую попала Мария, была духовной семинарией для девочек.

Богородица училась до двенадцати лет. За все это время она освоила много «женских» профессий, но лучше всего Ей давалось шитье. Мастерство Пречистой было настолько высоким, что Ей поручали самую ответственную работу - создание завес и покрывал для святилища. Не отставала Она и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей школы при Храме, и со временем стала бы желанной невестой для многих достойных юношей. В иной ситуации Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» - еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия.

Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла - закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки - дабы так проявилась исключительно воля Божья.



Среди кандидатов был и Иосиф - строительных дел мастер из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо - широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.
Такому повороту ремесленник не был рад, и стал отказываться от предлагаемой ему миссии. Аргумент был прост - старик боялся насмешек со стороны своих уже взрослых детей и знакомых, ведь разница в возрасте между ним и Марией была огромной. Кроме того, принятие в семью еще одного члена заставило бы заново делить скромное имущество, а это породило бы смуту среди родичей… Но священники убедили Иосифа не противиться воле Божьей. В конечном итоге старик согласился.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Вскоре после обручения Иосиф оставил Марию дома и отправился на стройку. Ему предстояло быть в отлучке несколько месяцев. Она тем временем ткала завесу, которую заказали священники для святилища Храма. Занимаясь любимым делом, Мария, чаще всего, либо молилась, либо размышляла над тем, что успела услышать или прочесть. Так, однажды, еще в детстве Она узнала, что придет время, и некая жена родит Дитя, которое уничтожит дьявола и сокрушит всю его мощь. Будучи впечатленной этим рассказом и другими пророчествами о матери Мессии, Мария мечтала быть хотя бы служанкой в доме этой женщины. И тут же понимала, что это - всего лишь мечта. Ведь у иудеев сложилось стойкое убеждение, что Спаситель родится в царских палатах в окружении лучших акушерок и нянечек. Но разве Ей - простой небогатой провинциалке - попасть во дворец? Марии оставалось только мечтать… По Преданию, именно во время таких размышлений и явился к ней ангел Божий Гавриил.


Его явление описывается в первой главе Евангелия от Луки. Посланник Небес возвестил Ей весть о том, что Она родит Сына. И не обычного ребенка, а именно того самого - долгожданного Спасителя, чьего прихода ожидали все иудеи. Его слова смутили Марию, и Девушка ответила, что Она - девственница, а потому ребенка у нее быть не может. Ангел ответил: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35). При этом Гавриил добавил, что в Израиле есть еще одна женщина с необычной беременностью - Елизавета, жена первосвященника Захарии, которая зачала в престарелом возрасте и теперь ждет сына. И если Бог смог старую утробу Елизаветы сделать способной к принятию семени, то Он же благословит и Мариино чрево.
Явление ангела было своеобразным рубежом для юной Богородицы. Дело в том, что Бог ждал от Нее именно свободного и добровольного участия в деле Воплощения. А раз так, значит, Мария могла и отказаться от предлагаемой Ей миссии. Такой вариант, по мнению большинства святых отцов, был весьма возможен. И тогда Господу снова пришлось бы ждать рождения новой достойной девочки для того, чтоб та дала Ему свою человеческую природу. Но Мария согласилась. Удостоверившись в истинности слов ангела и поверив Богу, она смиренно ответила Гавриилу: «Я - Раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь».

Согласно преданию и писаниям святых отцов церкви Благая весть произвела на Пресвятую Деву неизгладимое впечатление. Этой Божественной новостью Она захотела поделиться с ближайшей по духу родственницей Елисаветой, у которой прогостила три месяца. Елисавета первой из простых смертных поверила в непорочное зачатие Девы Марии и воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего». В иконописи и религиозной живописи этот Божественный факт отражен многократно, как и вся последующая жизнь Святого семейства. А складывалась она далеко не без страданий.

Спустя некоторое время домой вернулся Иосиф. Заметив беременность Марии, он впал в отчаяние: подумать только - стоило ему отлучиться на длительный срок, как девушка впала в грех! Он стал расспрашивать Супругу, но Она только лишь рассказывала ему о явлении ангела. Много раз услышав такой ответ, Иосиф взял в руки себя, и успокоил Марию. Он понял, что случилось нечто необычное, но все-таки думал, что Девочку соблазнили, и Она стала жертвой обмана. Не считая Ее виновной, но и не будучи в силах пережить возможный позор от людей, старик решил тайком отпустить Ее из дому, дав Ей развод. Он словно бы снимал с себя всю ответственность за Нее и вместе с тем спасал Ее от избиения камнями, которое полагалось совершать над неверными женами.

Однако, этим планам Иосифа помешал Гавриил: ночью он явился пожилому человеку и запретил ему отпускать Марию. Ангел поведал о судьбе будущего Ребенка и успокоил взволнованного мужа. После этого разговора Иосиф окончательно поверил в непорочность зачатия и оставил Марию у себя.

Относительного истинного девственного рождения Иисуса есть в Тайной науке такое мнение. Дух Иисуса — это девственный дух, который не проходил утомительный путь перевоплощений, был чистым. Из писем Елены Ивановны Рерих мы видим такое объяснение:


Е.И. Рерих
Письма в 9-ти томах, т.2, п.40
«Не рождалась ли у Вас мысль, что такое упорное упоминание во всех легендах всех народов о непорочном зачатии Высших Существ должно иметь какое-то основание? Так оно и есть. И тогда, как физическое зачатие и рождение, конечно, не могут уклониться от установленных природою законов, то духовное зачатие может подлежать другому, высшему закону. Потому оккультно непорочное зачатие является великой Космической Тайной. Дать полное объяснение этому оккультному закону я еще не имею разрешения».
Опять обратимся к письмам Е.И. Рерих:

Е.И. Рерих
9,19.03.36
«Воплощение Великих Духов в ту или иную личность нужно понять как усиленную или даже постоянную посылку Луча Высокого Духа избранному Им преемнику. Именно, при нарождении определенного Носителя Миссии близкий ему по карме Высокий Дух посылает ему Свой Луч, чтобы сопутствовать в его жизненном пути. Этот Луч воспринимается новорожденным так же, как и лучи Светил, под которыми он родился. Он растет под этим Лучом, и при дальнейшем развитии происходит полная ассимиляция этого Луча, и по этому проводу происходит то, что мы называем воплощением Луча, или наивысшим Иеровдохновением. (…) материя или энергии, облекавшие высокий дух, нерушимы и могут в силу притяжения или сродства, при особых случаях, войти в состав тонкого тела, образующегося вокруг высокого духа, готового к новому воплощению».
Как было сказано выше, образовалось эфирное тело под Лучом Высокого Духа, а затем происходит полная ассимиляция этого Духа нарождающейся личностью, т.е. родился «Христос». Это и есть непорочное зачатие — «без участия физической материи, а только тонкая материя (эфирное и астральное тела) и дух участвуют в зарождении.

Год рождения Иисуса определить вполне точным образом нельзя было уже и в древности, вследствие различных перемен в счете времени. В Евангельском повествовании св. Луки говорится, что перед Рождеством Христовым вышло императорское повеление о всенародной переписи. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, и каждое из них имело определенные города и праотеческие места. Вифлеем был местом рождения Давида, сюда и должны были отправиться для переписи Иосиф и Мария как потомки Давида. Город был мал, а множество народа, пришедшего для переписи, до такой степени переполнило все дома, что не было в них свободного уголка. Пришлось им искать приюта в городских окрестностях. Невдалеке от ворот Вифлеемских находилась пещера в каменистой горе, в которую во время бури загоняли скот, и пастухи в часы зноя и непогоды могли находить в ней себе убежище. Внутри пещеры в стене было высечено углубление, служившее вместо яслей для животных. Мария и Иосиф вынуждены были воспользоваться этой пещерой в качестве крова, там же Благодатная Мария 25 декабря, одна, без посторонней помощи и безболезненно, родила Иисуса.

Еще раньше, чем в Иудее, о рождении Младенца-Мессии знали на Востоке. Трое восточных волхвов-мудрецов] *1, следуя за указующей Звездой, пришли к месту рождения Иисуса, чтобы приветствовать его, и сохранить, и передать бедной семье некоторые средства. Могли ли они ожидать увидеть Младенца и Его Мать «среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталось поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен»*2.

*1. Этими волхвами были Эль Мория, Кутхуми и Джвал Кул.
*2. Из книги Е.И.Рерих «Криптограммы Востока».
Перед рассветом волхвы надели лучшие одежды, прошли через загон скота в маленькое жилище, прислоненное к скале. У очага была Мать Мария с Иисусом на руках. Передав ценности и священные предметы, волхвы предупредили ее о необходимости странствий. Царствовавший в то время Ирод незадолго перед этим был уведомлен о падении своего престола. Зная предсказание и о том, что вскоре должен родиться «новый Царь Иудейский», он отдал жестокое повеление избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев. Иосиф и Мария с Младенцем отправились в Египет, чтобы спасти Иисуса от ухищрений Ирода. По возвращении из Египта семья снова поселилась в Назарете. Иосиф продолжил свои занятия плотника, «питаясь трудами рук своих». Подрастающий Иисус разделял труды его и притом с таким старанием, что люди не только называли его сыном плотника, но и просто плотником.

Жизнь Матери Марии текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что она учила грамоте детей обоего пола, усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам.
В рукоделиях она была неутомима по-прежнему, тщательно занималась ими, делая одеяния для себя и для сына. И впоследствии, среди других занятий, Мать Мария для Иисуса соткала замечательный по работе красный полотняный хитон без швов, который
и был постоянной его одеждой.

После возвращения из Гималаев, где Иисус обучался под руководством своего гуру – Господа Майтрейи, он вышел на общественную арену для заключительных трех лет служения. Это время стало большим испытанием для Марии. Мария с самого начала знала, что именно для этого Господь пришел на землю, и как мать не препятствовала Ему. Более того, практически сразу после выхода на общественное служение Ее Сына, Пречистая присоединилась к числу женщин-учениц, следовавших за Христом вместе с апостолами.

Спутницы Иисуса взяли на себя все тяготы по созданию для Учителя и учеников элементарных бытовых условий - покупали и готовили пищу, стирали и чинили одежду, старались всячески поддержать своих сыновей, братьев и мужей. Все трудности проповеди Пресвятая делила со Христом вплоть до того момента, когда Его арестовали, осудили на смерть и распяли на Голгофе. Как и прочие женщины, Она ни на минуту не отошла от страждущего Сына в часы крестных мук и в минуту смерти. По Преданию, она же была и среди мироносиц, первыми получивших радостную весть о Светлом Христовом Воскресении. Присутствовала Она
и тогда, когда Господь окончательно покинул землю и вознесся в небесную славу.

Предание рассказывает, что Она прожила оставшиеся годы Своей земной жизни вместе с апостолом Иоанном Зеведеевым - любимым учеником Иисуса, которому Тот незадолго до кончины на кресте поручил всячески заботиться о Ней как о родной матери. Большую часть времени Мария и Иоанн прожили в Иерусалиме. Вторым родным городом для них стал Эфес, где подолгу бывал апостол.
Несмотря на уже немолодой возраст, Мария не сидела без дела - Она продолжала проповедовать, утешать, наставлять, поддерживать и помогать всем, кто приходил к Ней. Для апостольской общины Она сделалась живой памятью об Учителе, совестью Церкви, Матерью и Молитвенницей. Ее благословение старались получить все обращавшиеся в христианство люди, и Мария никого не отвергала. Ее сердце было горячо, любовь - безмерна, молитва - пламенна.

Пресвятая Богородица мирно отошла в Вечность в третьей четверти первого столетия. Под конец Своего земного пути Она очень тосковала по Сыну, много молилась и просила забрать Ее к Себе. Во время одной из таких молитв перед Марией, как и в далекие годы юности, предстал архангел Гавриил и сказал, что Она может радоваться, ибо Господь через три дня исполнит Ее просьбу.

Богородица ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть - например, апостолов, которые разошлись по отдаленным провинциям Римской империи на проповедь. Трех дней было слишком мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну. Она ничего не требовала - Она просто попросила - смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом - во все края, где находились апостолы, Он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
«Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
И вот настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, как сам Христос в окружении небесных сил приближался к Своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, светившееся благодатью. Казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка - наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну. Согласно Преданию, к этому времени Деве Марии исполнилось 72 года.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого были погребены Ее родители и супруг Иосиф. Тело Приснодевы торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские священники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо - христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные старейшинами, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома - Господь специально не позволил ему прийти вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и моля Бога указать им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за ужином апостолам явилась Сама Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Так описывали земной облик Матери Марии очевидцы. Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

Святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы».

Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим».

Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные».

Более прославленного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Возжелание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество - Домом Пресвятой Богородицы.

Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.
Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: «Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!». Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными - дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия).
Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма - Халкопратейский, Одигитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.

Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре - Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы - Казанская; при утверждении правящей династии Романовых - Феодоровская; в Полтавской битве – Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.

Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

Источники:

http://lib.icr.su/node/1792
http://bibliya-online.ru/presvyataya-deva-mariya-bogorodica/
http://www.bogomater.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27:2010-03-19-10-51-21&catid=7:2010-03-11-14-34-54&Itemid=2
https://24smi.org/celebrity/40336-deva-mariia.html
https://foma.ru/zhitie-presvyatoj-bogorodiczyi.html
https://sirius-ru.net/liki/mmaria.htm