К этому времени он уже достиг высшего состояния Нирваны, которое стало для него не завершением эволюции, а отправной точкой для высшей эволюции. В этом состоянии он был способен ежедневно издавать газету, посещать тайные собрания, выступать с политическими речами. Он вошел в контакт с Сверхсознательным, и «с тех пор все – речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из того источника, который находится выше головы», - писал он.
На рассвете 4 мая 1908 года его разбудили вооруженные английские полицейские. Итак, ему предстояло провести целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора. «Моя вера на некоторое время была поколеблена, - вспоминает он, - ибо я не мог видеть сути Его намерения. Я заколебался и воззвал к Нему в сердце своем: «Я верил, что моя миссия – работать для народа моей страны, и до тех пор, пока эта работа не окончена, я под Твоей защитой. Почему же тогда я здесь? Прошел день, затем второй и третий, когда я услышал голос изнутри: «Жди и смотри». Тогда я успокоился и стал ждать… Затем я вспомнил, что где-то около месяца до моего ареста я слышал зов, который настаивал на том, чтобы оставить все дела, уединиться и взглянуть внутрь себя, чтобы войти в более тесное общение с Ним. Я был слаб и не послушался зова. Моя работа была очень дорога мне, и в гордыне сердца своего я полагал, что без меня она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не оставил ее. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мной и сказал: «Я разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля моя, и никогда в промысел мой не входило – продолжать это дело. У меня есть для тебя другое, и именно ради этого я привел тебя сюда – научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе».
Так, в Алипорской тюрьме началась работа по реализации космического сознания и исследованию планов Сверхсознательного – планов сознания, лежащих выше обычного разума. «День за днем Он разворачивал передо мной свои чудеса… День за днем в течение 12 месяцев моего заключения давал Он мне это знание… Я смотрел на заключенных – воров, убийц, мошенников – и видел Бога в этих затемненных душах и неправильно используемых телах… Когда начался процесс, тот же внутренний голос говорил мне: «Когда тебя бросили в темницу, не отчаялось ли твое сердце?... Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора…» Я посмотрел на судью – это был Нарайана, сидевший в суде. Я посмотрел на прокурора – это был Шри Кришна, который сидел и улыбался. «Боишься ли ты теперь – говорил он. – Я – во всех людях и руковожу их делами и словами».
Поистине, Бог не находится вне Своего мира, Он не сотворил мир, а стал этим миром, как говорят Упанишады: «Он стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью… Он стал всем, что бы то ни было». Это основной постулат, на котором основывается Йога Ауробиндо. Веданта говори: «Человек, ты един по природе и субстанции с Богом, ты един по духу со своими человеческими братьями. Проснись тогда и устремись к своей полной божественности, живи для Бога в себе и других». «Это евангелие, данное немногим, - писал Шри Ауробиндо, - теперь должно быть открыто всему человечеству для его освобождения». «В каждом человеке есть Бог, и проявить Его – это цель жизни. Это то, что все мы можем делать».
Цель йоги – совершить духовную трансформацию человека, преобразовать человеческое бытие. Для Шри Ауробиндо ключом является понимание того, что Дух – это не противоположность жизни, а полнота жизни, что внутренняя трансформация – это ключ к трансформации внешней. Главное, для чего Шри Ауробиндо пришел в мир, - это доказать, что нет никакой необходимости улетать на небеса для того, чтобы стать духовным существом.
Меньше чем через год после освобождения из Алипорской тюрьмы Шри Ауробундо предупредили о готовящемся аресте. Внутренний голос отчетливо произнес: «Отправляйся в Шандернагор». Это был финал его политической жизни, завершение интегральной йоги и начало йоги супраментальной. В Шандернагоре он прошел страшный опыт исследования подсознательного: «Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада». Цель супраментальной йоги – не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Это первое условие достижения контроля. В тот день, когда он достиг дна, пересек все пласты грязи, он был резким толчком вытолкнут в Свет – не впадая в транс, без потери индивидуальности, не растворяясь в космосе, - полностью сохраняя четкое видение.
Так он открыл утерянную Тайну Вед – битвы с силами подсознательного, великанами – людоедами, гномами и змеями, схождения Орфея в Ад, трансмутация Змея, пожирающего собственный хвост. Тьма и Свет, Добро и Зло подготавливали божественное рождение в Материи. Ничто не проклято, ничто не напрасно. После нисхождения и восхождения ищущий становится «сыном двух Матерей» - Белой Матери сверхсознательного бесконечного и земной Матери «темного бесконечного». Он обладал двумя происхождениями – человеческим и божественным.
Через два месяца пребывания в Шандернагоре Шри Ауробиндо вновь услышал голос: «Отправляйся в Пондишери». «Я принял за правило… двигаться с места лишь тогда, когда мною двигало Божественное», - говорил Ауробиндо. Он немедленно подчинился – новый арест был сорван. В 1914 году в Пондишери произошла первая встреча с той, кого он считал инкарнацией Богоматери. Он дал ей имя Мать – с тех пор ее называли только так. Мирра Ришар родилась в 1878 году в Париже. Как и Ауробиндо, она имела супраментальное видение, поэтому знала о существовании Шри Ауробиндо задолго до того, как встретила его на физическом плане. В 1920 году Мать приехала в Пондишери, чтобы посвятить всю оставшуюся жизнь (она умерла в 1973 году) Шри Ауробиндо и той титанической работе, которая им предстояла. «Сознание Матери и мое сознание – это одно и то же», - сказал Ауробиндо.
Последние 40 лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную. Они работали вместе с Матерью. «Мы хотим низвести сюда суперразум как новое качество и свойство». Как разум есть в настоящее время перманентное свойство сознания в человечестве, точно так же мы хотим создать расу, в которой перманентным свойством сознания станет суперразум».
Трансформация началась. Вместе с Ауробиндо и Матерью в эту колоссальную работу включились ученики (вначале их было около пятнадцати). Они с необычайной легкостью осуществляли поразительнейшие эксперименты – переживания, божественные проявления стали обычным явлением, и, казалось, законы природы немного отступили. Но Ауробиндо и Мать понимали, что «чудеса по заказу» не помогут достичь высшей сути вещей. С точки зрения изменения мира они являются бесполезными.