Аполлоний Тианский
Один из Великих Посвящённых, мудрец, чудотворец, духовный учитель, друг и корреспондент римских императриц и некоторых императоров. Он был современником Иисуса Христа и жил примерно сто лет: по современным данным, родился в Тиане (Каппадокия), около 3 – 2 г.г. до н. э. (или 15 г. н. э.), умер не ранее 96 – 98 г.г. н. э.
Е. П. Блаватская называла его «великим чудотворцем второго века нашей эры, у которого никогда не было конкурента в Римской Империи», отмечала, что в период от 80 до 120 года н. э. «Аполлоний Тианский был наиболее знаменитой фигурой этого периода и свидетелем царствования дюжины римских императоров.
Перед его рождением, Протей, египетский бог, появился перед его матерью и предупредил ее, что он воплотится в ее будущего ребенка. Следуя наставлениям, данным ей во сне, она пошла на луг собирать цветы. Пока она делала это, стая лебедей образовала хор вокруг нее и, хлопая крыльями, лебеди пели в унисон. В это время внезапно подул ласковый ветерок, и Аполлоний родился.

Такова легенда, которая в древние времена делала из каждой значительной личности – «сына Бога», таинственно рожденного девой. А дальше следует история.
В юности он имел удивительные умственные способности и был очень красив, и находил величайшее счастье в разговорах с последователями Платона, Хрисиппа и Аристотеля. Он не ел ничего, что было живым, и питался лишь фруктами и плодами земли; он был энергичным поклонником и последователем Пифагора, и как таковой, хранил молчание в течение пяти лет. Куда бы он не отправлялся, везде он реформировал религиозные культы и совершал удивительные поступки. На праздниках он удивлял гостей, заставляя хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства появляться перед ним по его повелению. Статуи оживали, и бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов, изменяя свои позы и работая в качестве слуг. Применением той же самой силы совершались дематериализации; исчезали золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым; в одном случае, даже слуги исчезли из виду.
В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый лист.

Встретив похоронную процессию, он сказал сопровождающим: «Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой». Он дотронулся до молодой женщины, произнес несколько слов, и мертвая возвратилась к жизни. Когда он был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и его позвали отправится туда. «Путешествие не может быть отложено», – сказал он; и не успел он закончить произнесение этих слов, как он уже был в Эфесе.

Когда ему было около ста лет, его привели к императору Рима по обвинению в чародействе. Он был заключен в тюрьму. В это время его спросили, когда он мог бы быть на свободе? «Завтра, если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня». Произнеся это, он вынул свои ноги из кандалов и сказал: «Вы видите свободу, которой я обладаю». Затем он вернулся в кандалы.

На трибунале его спросили: «Почему люди называют тебя богом?»

«Потому что», – сказал он, – «каждый человек, который добр, имеет право так называться».

«Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?»

Он ответил: «Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди».

Его ответы на эти и другие вопросы его обвинителей показали такую силу, что император был очень сильно взволнован и объявил его невиновным; но сказал, что он задержит его для личного разговора. Он ответил: «Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; и, я добавлю, не можете даже мое тело». Произнеся эти слова, он исчез из трибунала, и в тот же самый день встретил своего друга в Путеоли, в трех днях ходьбы от Рима.


Писания Аполлония показывают его ученым человеком, наделенным совершенным знанием человеческой природы и наполненным благородными чувствами и принципами мудрой философии. Он говорит в своем послании к Валерию:

«Не существует смерти чего-либо, за исключением внешности; и также нет рождения чего-либо, кроме внешнего облика. То, что переходит из субстанции в природу, кажется рожденным, и то, что переходит из природы в субстанцию, кажется, подобным же образом, умершим; хотя в действительности ничего не порождается и ничего не исчезает; но лишь сейчас попадает в поле зрения и сейчас исчезает из него. Нечто появляется по причине плотности материи и исчезает по причине разреженности субстанции; но это всегда одно и то же, различающееся только по движению и условиям».
Высочайшая похвала была оказана Аполлонию императором Титом. Философ написал ему вскоре после его вступления на престол, советуя ему быть умеренным в своем правлении, и Тит ответил:

«От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы взяли меня в плен».

В удивительные деяния, совершенные Аполлонием (хотя бы они и были чудесными), … повсеместно верили во втором веке и в последующие века; и христиане делали это в той же мере, что и остальные. ….... Таким образом, Аполлоний – это исторический персонаж…»¹.
Жизнеописание Аполлония Тианского составил античный писатель Флавий Филострат (170247 г.г.), основываясь на дневниках Дамида (или Дамиса), бывшего учеником Аполлония и посетившего с ним Обитель Братства. Предоставим слово Филострату:
«Отечеством Аполлония была Тиана, эллинский город в области каппадокийцев. Отец его был ему тезкою, принадлежал к древнему роду, происходящему от первых поселенцев, и был богаче прочих горожан, притом что народ в этих краях вообще зажиточный. …Подросши и приступив к учению, Аполлоний обнаружил превосходную память и отменное прилежание. Он изъяснялся на аттическом наречии, и чистота его произношения не была испорчена местным говором, а к тому же он привлекал все взоры своею миловидною пригожестью. Когда ему минуло четырнадцать лет, отец послал его в Таре к финикиянину Евфидему. Этот Евфидем, хороший ритор, начал было образовывать отрока, однако тот хотя и почитал учителя, но находил, что городские нравы легкомысленны и мешают ученью, ибо в Тарсе, как нигде, все жители привержены к роскоши, насмешливы, дерзки и о нарядах заботятся больше, чем афиняне о мудрости... Итак он, с согласия отца, переселился вместе с учителем в соседние Эги: там и жизнь спокойная, способствующая философским занятиям, там и рвение к наукам больше, там и храм Асклепия, в котором сам Асклепий является людям. В Эгах в ту пору учительствовали платоники, перипатетики и последователи Хрисиппа; доводилось Аполлонию слушать также эпикурейцев, ибо и этим учением он не пренебрегал, но несказанно восхищался умом, лишь внимая пифагорейцам. Однако тот, кто учил его пифагорейской мудрости, был не слишком усерден и не применял свою философию на деле, более заботясь о радостях желудка и усладах любви и устраивая свою жизнь на эпикурейский лад. Звали его Евксеном… Аполлоний, пока был отроком, оставался при Евксене ради словесной науки, но в шестнадцать лет, окрыленный некоей возвышенной страстью, дал волю своему стремлению жить по образцу Пифагорову.

Тут Евксен понял, что ученик его замышляет великое дело, и спросил, с чего же он собирается начать. «С того же, с чего и врачеватели, – ответил Аполлоний, – ибо они, очищая желудок, одним не дают заболеть, а других исцеляют». И сказавши так, он отказался от убоины, ибо пища эта нечиста и отягчает разум, но утолял голод овощами да сушеными плодами, утверждая, что чисто лишь рожденное самою землей; что же касается до вина, то, хотя напиток этот добыт из взлелеянной людьми лозы и чист, однако нарушает умственное равновесие, помрачая духовный эфир. Таким образом, очистив себя изнутри, Аполлоний отказался также от обуви и шерстяной одежды из-за их животного происхождения, облачился в льняные ткани, отпустил волосы и поселился в святилище. Поелику все окрестные жители восхищались Аполлонием, и сам Асклепий возвестил однажды жрецу, что приветствует в Аполлонии свидетеля своего попечения о болящих, то народ, привлеченный слухами, стекался в Эги и из самой Киликии, и из ближних областей…

Так, некий юный ассириянин, явившись к Асклепию за исцелением, продолжал изнурять себя пьянством и развратом, словно поспешая к смерти: страдая водянкой, он не пытался избавиться от отеков, ища наслаждения в вине. Поэтому он не удостоился попечения Асклепия – тот даже не явился ему во сне. Он уже начал роптать, но тут бог, представ перед ним, возвестил: «Побеседуй с Аполлонием, и тебе полегчает». Придя к Аполлонию, юноша спросил его: «Не облегчит ли твоя мудрость мои страдания? Ибо сам Асклепий послал меня к тебе за советом». – «Да, – отвечал тот, – нечто весьма для тебя полезное я знаю. Хочешь ли ты исцелиться?». – «Зевс свидетель, хочу! Но Асклепий лишь обещает мне здоровье, а дать – не дает!» – «Придержи язык! Бог дает здоровье тому, кто воистину желает этого, а ты, напротив, стараешься поощрить свою болезнь: роскошествуешь, острою пищею язвишь гнилое и отечное нутро, так что к воде добавляешь еще и грязь». … Аполлоний воротил юноше здоровье, давши ему свой мудрый совет попросту.

Когда Аполлоний узнал о смерти отца, то, поспешив в Тиану, своеручно похоронил его рядом с матерью, опочившей незадолго перед тем, а унаследованное богатство разделил с братом, который был невоздержан и пристрастен к пьянству, однако достиг уже двадцатитрехлетнего возраста и, стало быть, не подлежал опеке, между тем как Аполлонию минуло лишь двадцать, так что по закону ему требовался опекун. Поэтому он опять поселился в Эгах, уподобив святилище Асклепия Ликею и Академии, ибо своды его оглашались эхом ученых бесед, а в Тиану воротился, лишь достигнув совершеннолетия и сделавшись хозяином самому себе. Тут его стали убеждать образумить брата, чтобы тот переменил образ жизни. … Аполлонию удалось вразумить брата и направить его на путь истинный, отвратив ог многих пороков... Устроив дела брата, Аполлоний позаботился и о прочих родственниках, выделив нуждающимся долю из остатков своего наследства. Себе он оставил совсем немного … А касательно пресловутого Пифагорова изречения о том, что не следует сходиться с другой женщиной, кроме как со своей женой, он говорил, что Пифагор сказал это для прочих, но не для него, ибо он-то никогда не вступит в брак или в иную любовную связь.

«Я еще не намолчался»
Однажды Евксен спросил Аполлония, почему он, обладая возвышенным строем мыслей и силой изящного слога, не напишет книгу. «Я еще не намолчался», – отвечал Аполлоний. Сразу после этого он положил необходимым блюсти молчание, однако же, хотя не произносил он ни звука, но продолжал воспринимать сущее очами и разумом, так что многое запечатлелось в его памяти, а памятью своей даже в столетнем возрасте он превосходил Симонида… По его собственным словам, эти обетные пять лет оказались самыми трудными годами его жизни, ибо многое хотелось ему сказать, а говорить было нельзя, да к тому же и слушать нельзя было ничего, что могло бы вызвать гнев. … Годы молчания Аполлоний провел частью в Памфилии, частью в Киликии, однако, странствуя среди племен столь изнеженных, он не проронил ни слова – даже невольного возгласа не исторгли его уста. Когда ему случалось оказаться в городе, раздираемом распрей, – а в ту пору много было раздоров из-за непотребных зрелищ, – он просто выступал вперед так, чтобы его заметили, и затем мановением руки или только выражением лица прекращал беспорядок, так что толпа умолкала, словно при свершении таинств…
На восходе солнца совершал он некие священнодействия, смысл коих открывал лишь тем, кто соблюдал молчание не менее четырех лет, а затем – ежели город был эллинский и обряды знакомые – проводил время в кругу жрецов, рассуждая с ними о богах, а то и наставляя, когда замечал уклонение от установленного чина. Ежели обряды были варварские и своеобычные, он старался разузнать, кто и почему установил их, а разузнав чин священнодействия, порою давал совет, мудрым добавлением улучшая уже существующее. Далее шел он к своим споспешникам и приглашал их спрашивать, что пожелают, ибо, по его словам, любомудрствуя по Пифагорову образцу, подобает на рассвете беседовать с богами, днем – о богах, на закате же – с людьми о делах человеческих. Итак, давши ответ на все, хоть и многочисленные, вопросы товарищей и вполне насладившись их обществом, остаток дня он посвящал беседе со всеми прочими –бывало это обыкновенно не прежде полудня, однако еще засветло. Пресытившись беседами, он умащался и растирался, а затем купался в холодной воде, ибо горячие ванны называл старостью человечества. Суждения его были краткими и непреложными, слова он употреблял в прямом значении и в соответствии с предметом разговора, так что громкозвучная его речь уподоблялась царственному приговору. Поэтому когда какой-то пустозвон спросил его, почему сам-то он ни о чем не полюбопытствует, он отвечал: «В отрочестве я задавал вопросы, а ныне не расспрашивать мне подобает, но учить тому, что уже познал». – «В таком случае, о Аполлоний, – возразил тот, – как же будет мудрец беседовать?». – «Как законодатель, – отвечал Аполлоний, – ибо законодателю приличествует быть для многих наставником истины, ему самому вполне открывшейся». Столь усердная добродетель в бытность Аполлония в Антиохии снискала ему приверженцев даже среди невежд.

По прошествии некоторого времени он стал подумывать о более длительном странствии, имея в виду посетить индусов и их мудрецов, называемых брахманами и гирканами, ибо, как он говорил, молодому человеку полезно знакомиться с чужими землями. Однако тут ему пришли на ум маги, обитающие в Вавилоне и Сузах, и, стремясь изведать их учение, он избрал прежде эту дорогу, о каковом решении и сообщил всем семерым своим сотоварищам. Когда же те принялись всячески уговаривать его, отвращая от подобного замысла, он отвечал: «Я уже совещался с богами и уже получил от них напутствие, так что с вами говорил лишь для того, чтобы испытать, найдутся ли у вас силы разделить мое намерение. Но вы слишком для этого малодушны, а потому философствуйте тут на здоровье – я же поспешу туда, куда влекут меня мудрость и божество». Сказавши так, он покинул Антиохию вместе с двумя слугами, доставшимися ему по наследству от отца: один из них имел навык в стенографии, а другой был отменным переписчиком.

Итак, явился он в древнюю Ниневию... Вот тут-то… пристал к нему ниневиец Дамид, … он сделался Аполлонию и спутником в скитаниях, и сотоварищем в мудрости, сохранив для нас многие о нем сведения. …Дамид, восхищаясь Аполлонием и взыскуя странствий, обратился к нему с такими словами: «Пойдем вместе, Аполлоний: тебе бог будет вожатым, а мне – ты! Ты увидишь, что и от меня будет польза, ибо если чего другого я не знаю, зато все знаю касательно Вавилона и тамошних городов... Притом я умею говорить на всех варварских наречиях, а их ведь множество…». – «Ну а я, друг мой, –отвечал Аполлоний, – хоть никогда никаким языкам не учился, понимаю все». И заметив удивление ниневийца, добавил: «Не дивись, что ведомы мне все людские наречия, ибо мне внятно также и человеческое молчание». Услыхав, такое, Дамид преклонился перед Аполлонием, видя в нем бога, и остался с ним ради преумножения мудрости, запечатлевая в памяти все, что узнавал…

Придя в Вавилон, Аполлоний гостил у царя и имел с ним такую беседу: ««Главная цель моего путешествия – посещение индусов, однако и вашу страну не хотел я обходить, ибо был наслышан о тебе... Притом надобно мне познать премудрость, изощренную в этих краях попечением магов, ежели они и впрямь столь сведущи в божественных предметах, как о них рассказывают. Для меня же вся мудрость – от Пифагора Самосского, ибо от него научился я почитать богов, … от него же научился я знанию о божествах видимых и невидимых, от него и мой дар беседовать с богами, от него и эта моя одежда, сотканная из земной шерсти, не состриженной с овцы, но чистой и невиннорожденной, ибо она – дар земли и воды, а имя ей – лен. И волосы я не стригу по завету Пифагорову, и от животной пищи воздерживаюсь, наставленный его мудростью. Поэтому в пирах, праздности или роскошестве не сумел бы я сделаться товарищем ни тебе, ни кому другому, однако сумел бы помочь в разрешении неразрешимых вопросов и тягостных сомнений, ибо ведомо мне не только должное, но и грядущее». Вот так, по словам Дамида, говорил Аполлоний… Царь отвечал, что рад и счастлив приходу Аполлония больше, чем если бы присоединил к своим владениям Индию и Персию, а затем, назвав Аполлония своим гостем, пригласил его поселиться во дворце. Однако тот возразил… царь обратился к нему с такими словами: «Вот, я даю тебе десять даров, ибо по моему разумению люди, подобные тебе, никогда до сей поры не приходили к нам из Эллады». Аполлоний же в ответ промолвил: «Я не отвергну, государь, всех твоих даров, но выберу из них один, который для меня дороже многих десятков». И вслед за этим он поведал о еретриянах, начав свое повествование со времени Датида. «Итак, я прошу, – сказал он, наконец, – чтобы этих несчастных не изгоняли из их пределов и не лишали холма, но да будет им отмерен надел, как постановил еще Дарий, ибо тяжко было бы им лишиться земли, полученной взамен прежней, с коей были они угнаны». Поразмыслив, царь ответил: «До вчерашнего дня еретрияне были моими врагами и врагами моих предков, ибо некогда подняли против нас оружие – для того мы все и пренебрегали этим племенем, чтобы оно вымерло. Однако впредь будут они в числе моих друзей и наместником у них будет муж добрый, который станет справедливым судьею их края». Затем он добавил: «Что же ты не берешь остальные девять даров?» «Потому, государь, – возразил Аполлоний,– что я не приобрел еще друзей в этой стране». – «А сам ты ни в чем не нуждаешься?» – удивился царь. – «Ни в чем, ибо пища моя – лишь хлеб да сушеные плоды, и нет для меня ничего слаще и роскошнее»².

Причину такой непривязанности к материальным благам объясняет духовный ученик Е. И. и Н. К. Рерихов Б. Н. Абрамов, ставя Аполлония в один ряд с Соломоном и Акбаром: «Соломон, Аполлоний Тианский, Акбар и другие имели все, о чем мог мечтать и чего желать человек. Мера вседозволения была им судьбою дана в полном соответствии со степенью отрешения их от Земли и свободы от земных притяжений. Имели все, ибо ничего не считали своим, и могли поступать как хотели, ибо были в духе свободны»³.
Из Вавилона Аполлоний с Дамидом через горы Кавказа держали путь в Индию. О посещении ими Обители Братства рассказывает Е. И. Рерих в «Криптограммах Востока»: «Сохранившийся рассказ о его жизни содержит повествование о посещении им Севера Индии. Дается подробное описание городов, мест и жителей, но совершенно упущен внутренний смысл его поездки. Правда, Аполлоний Тианский был известен, как любитель долгих странствований, но это плохо объясняет его поездку.

Еще будучи молодым человеком, он слышал от одного ценителя и собирателя необыкновенных историй о существовании Обители Братства. Тогда он мало обратил внимания, но со временем, когда ему пришлось многое узнать и много увидеть, он вспомнил и в тайне духа решил посетить Север Индии.

У него был друг большой ученый и принявший многие степени посвящения, к нему обратился Аполлоний за советом. Старец задумался и обещал узнать.

И вот через год пришел ответ. Старец обратился к Аполлонию – «Друг мой, во истину счастье с тобою. Мне пишут, ты можешь собираться в путь. В Кашмире ты встретишь одного моего друга, считаю он может дать тебе необходимые указания. И так собирайся в путь».
Путь Аполлония был долог. На пути встречались разные люди. Один из встречных, как бы отгадывая намерение Аполлония, сказал: «Могу быть тебе полезным. Лицо, к которому направляешься, мне знакомо. Прошу тебя воспользоваться моим домом, когда достигнешь древней Гайдары».
И встречный подал Аполлонию хранильницу даров, Аполлоний так и не узнал имени незнакомца. Достигнув Таксила, Аполлоний нашел дом незнакомца и, подойдя к двери, ударил молотом. Дверь открылась, и молодой Индус пригласил Аполлония войти. Тут только Аполлоний вспомнил, что не знает имени владельца дома. Привратник, видимо, ждал. Аполлоний, чтоб объяснить свой приход, показал хранильницу даров. Привратник сделал знак рукой и провел Аполлония в комнату, где стоял стол и два кресла. Через некоторое время дверь открылась, и в комнату вошел высокий человек. На нем был кафтан и знаки достоинства конного начальника. Новопришедший назвался братом незнакомца и, как бы зная, зачем пришел Аполлоний, сказал: «Мои люди завтра проводят тебя».
На утро Аполлоний увидел на дворе несколько воинов и коней. Тронулись в путь и спешно доехали до Северных гор.

Здесь воины оставили Аполлония»⁴.

Филострат описывает дальнейшее пребывание Аполлония с Дамидом у мудрецов, возглавляемых Иархом (имя похоже на сокращение от слова «Иерарх»), упоминает о радушном приёме, чудесных способностях мудрецов и обучении у них Аполлония. Повествование Филострата достаточно подробно, но его следует воспринимать иносказательно, речь идёт о посещении Обители Братства.

Интересно, что в беседе Аполлония и Иарха речь заходит и о прошлых воплощениях Аполлония. Собеседники называют Аполлония кормчим египетского корабля, пояснения чему дала Е. И. Рерих в письме Р. Я. Рудзитису от 24.05.1938: «...Упоминание о том, что Аполлоний Тианский в прежней жизни был кормчим на одном египетском судне, следует понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства Египетского. Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Менесе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т.д. ...»⁵.

О следующем воплощении Аполлония тоже сказано у Е. И. Рерих: «Не всегда великие Духи, несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так, например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своем воплощении как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в Христианстве, вместо радостного свидания и работы в Братстве томился в тюрьме»⁶.
Вернёмся к описанию посещения Твердыни Аполлонием и Дамидом.

«Изумляясь мудрости своих гостеприимцев, они целыми днями задавали им всевозможные вопросы, да и те обо многом расспрашивали их.

В общепознавательных беседах участвовали и Аполлоний и Дамид, что же до разговоров о предметах сокровенных, рассуждений о звездах, пророчествах и волхвовании, или о том, какие жертвы и молитвы угодны богам, то тут, по словам Дамида, Аполлоний философствовал наедине с Иархом; позднее он записал в четырех книгах упомянутые собеседования о звездах и гаданиях … а также записал беседы о жертвоприношениях: как какому богу надобно жертвовать приличным и угодным для него способом… Иарх подарил Аполлонию семь перстней, поименованных по семи планетам, – перстни эти Аполлоний надевал поочередно в соименный каждому день...

Гостил он у них четыре месяца и постиг науку явную и науку сокровенную», и после ухода сохранял с мудрецами телепатическую связь на расстоянии. Иархом было предсказано, что Аполлоний будет почитаться богом уже при жизни, что сбылось. Из Обители Аполлоний с Дамидом возвращались по Индии и оттуда морем отправились в Вавилон, далее в Ниневию, на Кипр, в Ионию, совершая по дороге разные чудеса: спасая жизни людей, изгоняя бесов, просвещая, наставляя, исцеляя, пророчествуя, как и обычно. Беседы, которые Аполлоний вёл, были «о самоважнейших предметах, как то о мудрости и о мужестве, и о воздержанности – обо всех, какие ни есть, добродетелях» ⁷.
Как повествует очерк Р. Я. Рудзитиса «Путешествие Аполлония Тианского в Индию», «месяцы, проведенные Аполлонием у индийских мудрецов, дали ему чрезвычайно много для достижения полной зрелости, и начинается его беззаветное неустанное служение человечеству.
Многое в его жизни и учении напоминает Христово Евангелие смирения сердца. И его заповедь гласит: любите друг друга и помогайте друг другу. Его проповеди исполнены общечеловеческого гуманизма и любви ко всем живым существам. С терпимостью и уважением относился он ко всем религиям, в том числе и к греческому Олимпу, но своей миссией он считал их очищение и ускорение философского распознавания.

Он объехал весь культурный мир того времени, от Вавилона до Испании, и повсюду учил нравственности и истинной вере, творя чудеса, пророчествуя и исцеляя, закладывая благодетельные несокрушимые магниты духа во многих странах. Подобно Христу, он воскрешал из мертвых, прекращал эпидемии. Повсюду его встречали с большим уважением и вниманием, города присылали к нему целые депутации и просили его разрешить вопросы, связанные с моралью и религией. Истинно, многие страницы жизнеописания Аполлония читаются как высочайшее Провозвестие»⁸.

Но не только пополнением знаний и повышением сознания современников занимался Аполлоний во время путешествий, в которых провёл всю жизнь: «...вспомнились рассказы о тайных магнитах, заложенных учениками великого философа и путника Аполлония Тианского. Говорили, что в определенных местах, там, где суждено строиться новым государствам или созидаться городам великим, или там, где должны состояться большие открытия и откровения, – всюду заложены части великого метеора, посла дальних светил»⁹ (Н. К. Рерих, «Тайны»).

О дате и месте ухода из жизни Учителя Аполлония нет достоверных данных, повествование Дамида заканчивается временем правления Нервы (96-98 гг.). О дальнейшем почти ничего не известно, кроме того, что Аполлоний будто бы вошел в храм то ли в Линде, то ли на Крите, и исчез, затем явившись в видении одному юноше в Тиане свидетельствовать о бессмертии души.
Вот что говорит об уходе Аполлония Е. И. Рерих в «Криптограмах Востока»:

«В жизнеописании Аполлония из Тианы искажено слово об уходе его. Но имеется свидетельство ученика Калликрата о последнем хождении Учителя.

Аполлоний начал слышать голоса, зовущие его опять к тем берегам, где он уже побывал с пользою для духа. Взяв с собою ученика Калликрата, Учитель, не говоря о цели своего пути, немедленно отплыл.

Когда же прибыли к пещере, где Великий Учитель давал посвящение Архатам, навстречу им вышел высокий Старец и долго беседовал с Аполлонием. Калликрат услышал лишь последние слова Старца: «Если ты решил принять чашу Апологета Учения, то не медли».

Аполлоний, когда Старец скрылся в глубине пещеры, указал Калликрату спешно собрать достаточное количество благовонных деревьев и сложить в пещере подобие высокого ложа. Также указал, когда Калликрат услышит голос под сводом пещеры, зажечь, не оглядываясь, дерево, и может спешить к берегам Греции, забыв о происшедшем. Затем Учитель погрузился как бы в сон.

Калликрат сидел неподвижно, поддерживая огонь до глубокой ночи, когда высоко под сводом раздался необычно звучный голос Учителя: «И так я не умер, но иду принять чашу Апологета».

Тогда Калликрат исполнил все указанное и завещал положить свидетельство с собою в гробницу»¹º.

После своего Вознесения Учитель Аполлоний Тианский продолжает трудиться на благо человечества, в том числе на стезе духовного водительства всех стремящихся и мыслящих. На сайте «Твердыня» размещены Послания Аполлония Тианского, данные через Стеллу Риф в 2021 году, ознакомиться с ними можно по ссылке: Сентябрь 2021 (tverdynya.com).
Источники:

1. Блаватская Е. П.. АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ И СИМОН МАГ // Теософист –июнь 1881.

2. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. – М.: Наука, 1985. – 328 с.

3. Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – ­ 80 с.

4. Грани Агни Йоги : [Записи Б. Н. Абрамова / Сост. Данилов Б. А.]. 6: 1965 г. - Новосибирск : Изд-во ППК "Полиграфист" : Предприятие "Алгим", 1995. - 288 с.

5. Елена Ивановна Рерих. Письма Том VI (1938-1939 гг.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2006. – 560 с.

6. Елена Ивановна Рерих. Письма Том II. –.М.: Международный Центр Рерихов, 2009. – 608 с.

7. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. – М.: Наука, 1985. – 328 с.

8. Рихард Рудзитис. Братство Грааля [пер. с лат. М. Пормалис ; под ред. Л. Данилова]. – Рига.: Угунс, 1994. – 317 с.

9. Рерих Н. К. Гималаи – обитель Света (1947 г.) / Н. К. Рерих. – Москва : Директ-Медиа, 2011. – 278 с.

10. Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – 80 с.