Майтрейя
Майтре́я (санскр.«Тот, кто есть любовь»; пали: Меттея; также Майтрейя, Майтри, Майдари) - бодхисаттва и будда будущего, который появится в конце данной скальпы с небес Тушита, где, как считается, пребывает в настоящее время.
Культ Майтреи больше всего развился в Корее,а также в различные периоды был значительно распространён в Китае, Мьянмеи других буддийских странах. Майтрея является единственным бодхисаттвой, которого почитают все школы буддизма, и единственным, которого почитает старейшая школа тхеравада.



С Майтреей связан Майтреянатха, живший в первой половине IV века. Как считают буддологи, он был историческим учителем Асанги. В махаянском буддизме считается, что Майтреянатха был Майтреей, который передал пять текстов Асанге на небесах Тушита.
Грядущий Будда
Майтрея (санскр.: "Любящий"), Аджита (санскр.: "Непобедимый"), - такие имена даны ему Буддами (см. Махапариниббана-сутта, гл. 5). Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветленияи будет учить чистой дхарме. Уже в Дигха-никае (III, 26) о нём говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалита-вистары (V, 39) говорится, что Просветлённый (Будда Шакьямуни), прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему Бодхисаттвы.
Майтрея - грядущий Учитель человечества, даёт новое Учение и является выразителем Учения Будды.

В книге Н. Рокотовой (псевдоним Е.И. Рерих) «Основы буддизма» приводится такой диалог Будды Гаутамы и его ученика Ананды:

«И сказал Благословенный Ананде: «Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель дэв и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями».
И спросил Ананда: «Как узнаем мы Его?»
Благословенный сказал: «Имя Его будет Майтрейя».

Е.П. Блаватская в «Теософском словаре» сообщает, «что Шакьямуни (Гаутама Будда) навестил его [Майтрейю] в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что следующий Будда появится в течение седьмой (под)расы этого Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды, известным Архатом, хотя и не прямым учеником его, и что он был основателем эзотерической философской школы».
Приход Майтрейи

Пришествие Майтрейи предсказывалось во многих индийских и буддистских текстах - в «Висуддхимагге» Буддагхоши, в ранних произведениях Махаяны, в «Майтрейя-вьякаране» и других.

Одно из самых ранних упоминаний имени Майтрейи – санскритский текст «Майтрейя-вьякарана» («Пророчество Майтрейи») утверждает, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрейе и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: «свободные от всяческой нищеты, они смогут пересечь океан становления и,
по учению Майтрейи, они будут вести святую жизнь. Никогда более они не будут расценивать что-либо как принадлежащее им, ничего не будет им принадлежать: ни золото или серебро, ни дом, ни близкие.
Но будут вести они святую целомудренную жизнь под водительством Майтрейи. Они разорвут сеть страстей, они смогут входить
в священный транс, и им будет принадлежать изобилие радости и счастья за праведную жизнь их».

Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней (минимальный срок) благодаря подготовке в течение многих его жизней (по аналогии с тем, что рассказывается в повествованиях Джатака о Будде Шакьямуни).

Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

В своем очерке «Майтрейя — Будда грядущего» Ю.Н. Рерих писал: «Прошли века, и буддисты всех школ ждут прихода Грядущего. Фа-сянь, китайский паломник V в.н.э., передал нам легендарную историю монашеской чаши Шакьямуни, которая лежит спрятанной до тех пор, пока не настанет время воплощения Майтрейи. Но не только чаша ожидает времени прихода грядущего Будды: в горах Куккутапада, близ Гайи, лежит тело Кашьяпы, сохраняющего монашеские одежды Гаутамы Будды. Когда Майтрейя произведет свое явление в этот мир, он расколет гору чудесным образом и получит от этого святого одежды последнего Будды. Эти легенды ясно отражают веру в то, что грядущий Будда придет, чтобы продолжать учение Шакьямуни».

Изображения Майтрейи
Культ Майтрейи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй (см. труды С. Ф. Ольденбурга, материалы Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха), которые воздвигались уже за 350 лет до н. э.

Так, одной из самых высоких статуй Будды Майтрейи на Земле (71 м) и – на протяжении более тысячелетия – самым высоким скульптурным произведением в мире является статуя в Китае. Она высечена в толще скалы при стечении трёх рек китайской провинции Сычуань близ города Лэшань. Голова Будды Майтрейи высится вровень с горой, а его стопы упираются в реку. Работы по созданию статуи проходили во время правления династии Тан, начиная с 713 г., и продолжались девяносто лет.

«В школе Гандхары[10]Бодхисаттва предстает увенчанным короной, облаченным в царские одеяния и держащим сосуд Камандалу. Часто мы видим его сидящим со скрещенными ногами и совершающим знак наставления.

В более поздней иконографии встречаются следующие некоторые формы Бодхисаттвы. Его тело всегда золотое по цвету, и он часто представлен (это как раз относится к Тибету) в форме совершенного Будды. В Тибете к Бодхисаттве обычно обращаются по имени Ргъялва или Джина, применяя эпитет, прилагаемый всегда к Буддам. Старый тип Гандхары — с руками, совершающими знак наставления — очень популярен в Тибете. Единственное отличие здесь в том, что позади Бодхисаттвы мы всегда видим два цветка нага. Когда он представлен в этой форме, Бодхисаттва зачастую бывает одет в монашеское одеяние Будды. В другой форме мы наблюдаем Бодхисаттву стоящим, облаченным в одежды Бодхисаттвы, его голова увенчана короной с маленькой ступой в ней (когда у Бодхисаттвы нет короны, ступа рисуется над его лбом). Правая рука совершает знак доказательства или иногда — знак даяния. Левая рука держит сосуд с амритой. В третьей своей форме Майтрейя сидит, одетый как Бодхисаттва, его руки сцеплены на колене в знаке медитации, держа между пальцами горлышко сосуда с амритой.

И наконец, существует тантрическая форма Бодхисаттвы с Курукуллой по правую сторону от него и с Бхрикути — по левую. Профессор Фуше опубликовал в своей Буддийской иконографии садхану[11]Майтрейи, в которой описывается другая форма Бодхисаттвы с тремя лицами и четырьмя руками. В Тибете Бодхисаттва часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы, и предполагается, он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил свои ноги с трона.

Бодхисаттва Майтрейя в нашей коллекции представлен в форме Будды, который сидит со скрещенными ногами на лотосовом троне, его руки совершают знак наставления. Тело золотое, монашеские одеяния красного цвета, с золотыми узорами на них. Спинка трона богато орнаментирована. Мы видим два цветка нага, двух нагов и птицу гаруду наверху. Вокруг видны гандхарвы, или небесные музыканты, и прекрасные девы.» (Майтрейя — Будда грядущего. Ю.Н. Рерих)

В буддийском искусстве Китая, Кореи и Японии VI-XIX вв. Майтрейю изображают полуобнажённым, поскольку открытая грудь является символом силы, увенчанным короной, на лотосовом троне как символе небесной чистоты. Сострадательный жест правой руки, касающейся щеки, означает нежность к людям, а движение ноги, спускающейся с трона, выражает готовность прийти на помощь страждущим и слабым.

Среди современных картин, посвящённых Майтрейе, наиболее широко известен цикл полотен, принадлежащий кисти выдающегося русского художника Н.К. Рериха. На картине «Майтрейя Победитель» художник запечатлел величественную горную панораму с гигантским изображением Майтрейи. «Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение Земле. Знают – Майтрейя идёт», – так описывает Н.К. Рерих высеченный в скале древний рельеф Майтрейи близ Маулбека.
О Майтрейе в трудах Е.П. Блаватской
В буддизме Майтрейя – Пятый Будда, в индуизме – Калки Аватар, воплощение Бога Вишну. В «Тайной Доктрине» говорится о том, что «Майтрейа есть сокровенное имя Пятого Будды и Калки Аватара браминов, последнего Мессии, который придёт при завершении Великого Цикла». «Единственная разница заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали Юги, «для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты», Майтрейю ожидают раньше», – дополняет Е.П. Блаватская в «Теософском словаре». Как объясняет «Тайная Доктрина», «простой секрет заключается в следующем: имеются циклы внутри более крупных циклов, и все они содержатся в одной Кальпе из 4 320 000 лет. Именно в конце этого цикла ожидают Калки Аватара».
В «Теософском словаре» даётся следующее описание: «Калки Аватар (санскр.) – «Аватар Белого Коня», который будет последним манвантарическим воплощением Вишну, согласно браминам; Майтрейи Будды, согласно Северным буддистам; Сосиоша, последнего героя и Спасителя зороастрийцев, по утверждению парсов; и «Праведного и Истинного» на белом Коне («Откровение», XIX, 2).
При его будущем явлении, или десятом аватаре, небеса разверзнутся, и Он появится «восседающим на молочно-белом коне, с поднятым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного уничтожения нечестивых, обновления «творения» и «восстановления чистоты»… Это свершится в конце Кали Юги, спустя 427 000 лет с этого момента.
Упомянутый конец каждой Юги называется «разрушением мира», так как земля изменяет при этом каждый раз свой внешний вид, затопляя одну систему континентов и поднимая другую».

В «Разоблачённой Изиде» Е.П. Блаватская сообщает, что Мессия является пятой эманацией и в еврейской «Каббале», и в гностической системе, «и в буддийской, где пятый Будда – Майтрейя – появится во время своего последнего прихода, чтобы спасти человечество перед окончательным разрушением мира. Если Вишну представлен в своём грядущем и последнем появлении как десятыйаватар, или воплощение, то это только потому, что каждая единица, как андрогин [единое целое, в дальнейшем разделённое на два противоположных Начала], проявляется вдвое. Буддисты, которые отвергают это двуполое воплощение, насчитывают только пять. Таким образом, в то время как Вишну последний раз приходит в своём десятом воплощении, Будда, как сказано, сделает то же самое в своём пятом воплощении».

Далее автор приводит десять легендарных аватаров Вишну, среди которых седьмое воплощение – Рама-Чандра (примерно 7-е тысячелетие до н.э.), герой древнеиндийского эпоса «Рамаяны», восьмое – Кришна (4-3-е тысячелетие до н.э.), один из наиболее популярных индуистских богов. Десятым, как уже было сказано выше, будет воплощение Вишну в образе Майтрейи. В «Тайной Доктрине» Майтрейя также упоминается как ученик Парашары. Так, в одном из наиболее древних священных писаний «Вишну Пуране» («Былины о Вишну») Парашара открывает своему ученику Майтрейе тайны мироздания. «Парашара говорит Майтрейе, своему ученику: «Так я объяснил тебе, превосходный Муни, шесть творений… сотворение существ Арваксрота было седьмым и было сотворением человека».

Парашара получил «Вишну Пурану» от своего Учителя Пуластья, одного из семи разумом-рождённых Сынов Брахмы. Брахма – бог творения в индуизме, который наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти (индуистской «Святой Троицы»). Посредством диалогов Парашары и его ученика Майтрейи в «Тайной Доктрине» повествуются основы древней космогонии и их соответствие Сокровенному Учению.

В «Разоблачённой Изиде» сказано о приходе Майтрейи: «Когда придёт Майтрейя-Будда, тогда наш нынешний мир будет разрушен, и новый, лучший мир заменит его. Четыре руки каждого индусского божества являются эмблемами четырех предшествовавших проявлений нашей земли из её невидимого состояния, тогда как голова обозначает пятого и последнего, Калки-Аватара, когда этот мир будет разрушен и сила Будх– Мудрости (у индусов – Брахмы) будет опять призвана проявить себя в качестве Логоса –чтобы сотворить будущий мир».

Е.И. Рерих о Майтрейе
«Владыка Майтрейя не только Грядущий Будда, но Он тот Великий Планетный Дух, который проявляется при великих сдвигах при зарождении Новой Расы. На миллионы лет Великий Дух насыщает Своими творческими эманациями течение Космического Магнита, несёт в Себе все напряжения и направляет жизненные эманации. Потому сотрудничество Владыки с Космосом нераздельно и все направление мышления исходит из этого Источника!» (Письма Е.И. Рерих, т. 1, п. 51).

«Когда человечество, утеряв основу Учения, погрузится в непонимание, тогда, по предсказанию, явленному древнейшими Учителями, настанет Эпоха Майтрейи!» (Иерархия, 1). «Майтрейя приходит и горит всеми огнями. И горит сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству; пылает сердце Его утверждением новых начал» (Иерархия, 3).

«Шамбалы Владыка являет человечеству три начертания. Учение, явленное Майтрейей, зовёт дух человеческий в Наш творческий мир. Учение Майтрейи указывает на Беспредельность в Космосе, в жизни, в достижении духа. Учение Майтрейи держит знание Космического Огня, как открытие сердца, вмещающего явление Вселенной!

Старое предание, утверждающее, что явление Майтрейи явит воскрешение духа, правильно. Мы добавим – воскрешение духа может предшествовать явлению Прихода, как принятие сознательное Учения Владыки Майтрейи. Истинно, воскрешение!»(Иерархия, 7).

«Майтрейя хочет всё ускорить. Майтрейя хочет всё успешно завершить. Майтрейя хочет видеть вашу радость. Майтрейя хочет дар человечеству дать огненным опытом Агни Йоги. Майтрейя хочет претворить жизнь на Земле в сияние Матери Мира. Да, да, да! Беспредельна красота жизни! Архат видит глазами сердца.

Архат видит глазами сердца красоту сущности. Архат видит глазами сердца, и сущность будущего зовёт Нас. Верно и утверждено то созидание.» (Иерархия, 8). «Эпоха Майтрейи утверждает женщину. Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, в настоящем и в будущем.»(Иерархия, 13).

«Спросят: «Почему век называется Веком Матери Мира?» Истинно, так должен он именоваться. Женщина принесёт великую помощь, не только внося просветление, но и утверждая равновесие. Среди смятения магнит равновесия нарушается, и нужна свободная воля, чтобы соединить распадающиеся части. Майтрейя-Сострадание нуждается в сотрудничестве. Кто жертвует собою в честь великого Века, тот пожнёт обильную жатву.

Мыслитель говорил: «Умейте трудиться для всего человечества» (Надземное, п. 772).

Так среди признаков Века Майтрейи было обозначено равновесие Начал: мужского и женского. Другим признаком Новой Эпохи будет сотрудничество. «Сотрудничество во всём», – добавит век Майтрейи. Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли соединяются сотрудники» (Знаки Агни Йоги, п. 101).

Майтрейя пришёл научить действовать, причём внося свет в каждое своё действие. «Все прежние Йоги, данные из высших источников, принимали за основание определённое качество жизни, теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Всё вмещая и ничего не избегая, именно как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно предоставивших себя огню и тем получивших мощь. …где огонь, там признак совершенствования» (Знаки Агни Йоги, п. 158-159).



Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%8F
https://sirius-ru.net/liki/maitreia.htm
http://www.lomonosov.org/article/maitreia_budda_griadushego.htm
https://ru.teopedia.org/hir/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%8F