Конкордия Евгеньевна Антарова
(1886-1959)

Жизненный путь Конкордии (Коры) Евгеньевны Антаровой труден и в то же время прекрасен, ибо бескорыстная и самоотверженная любовь к искусству и людям не может не делать человека счастливым. Она прошла большой творческий путь, сотканный из больших и малых ролей, на сцене Большого театра, обладала редким по тембру контральто и являлась лучшей исполнительницей роли графини в «Пиковой даме» П.И. Чайковского. Была хорошо знакома с Шаляпиным, Собиновым, Рахманиновым.

Но о ее духовных исканиях знали не многие. В ее насыщенной жизни была еще и внутренняя духовная деятельность, в которой многие считали ее своим духовным учителем и непререкаемым авторитетом, помогающим по новому понять глубинный смысл самого существования на Земле. Кора Евгеньевна Антарова была необычным человеком с огромной силой духа, нашедшей в себе мужество, несмотря на всю трагичность личной судьбы в условиях бесчеловечной тирании , сохранить чистоту чувств радости бытия.

В 1993 году вышло в свет ее удивительное произведение – роман «Две жизни», где в художественной форме даны яркие и глубокие образы Великих Учителей. Изначально книга не предназначалась для печати, Антарова писала ее для своих единомышленников и друзей. Роман был надиктован Великими Учителями. Кора Евгеньевна обладала не только яснослышанием и ясновидением, но и раскрытым сердцем, горевшим преданностью Белому Братству и, позволявшим Великим Учителям общаться с ней и передать через нее Божественную мудрость в описании Пути ученика.

Родилась Кора 13 апреля 1886 года в Варшаве. В 11 лет потеряв отца, а в 14 – мать, осталась круглой сиротой. Учась в шестом классе гимназии, не бросила учиться, а закончила ее, самостоятельно зарабатывая уроками. Оставшись одна, без поддержки, Кора решила уйти в монастырь. Она пела в церковном хоре и сильно выделялась среди всех, благодаря природному таланту. Слушать ее приходили специально.

Судьбоносной оказалась встреча Коры с Иоанном Кронштадским, который сказал, что ей суждено трудиться в миру. Антарова решила ехать учиться в столицу, на собранные подругами сто рублей отправилась в Петербург и закончила там историко-филологический факультет Высших женских курсов.

Но у молодой девушки была единственная мечта – театр, пение и она приняла твердое решение посвятить свою жизнь искусству, поступив в Петербургскую консерваторию. Чтобы оплачивать обучение, она поступила учительницей в заводскую школу и более половины зарплаты отдавала профессору И.П.Прянишникову за уроки пения. От голода и утомления нередко сваливалась с ног и оказывалась в больнице, началась бронхиальная астма, мучившая певицу всю жизнь.

Весной 1907 года на пробах в Мариинский театр из 160 прослушанных приняли одну Антарову. Но проработав год, она переехала в Москву, где в Большом театре ей сразу поручили весь ответственный репертуар для контральто. В некоторых операх она пела сразу две партии. Несмотря на многочисленность труппы во многих спектаклях замены Антаровой нет.

«Она всегда обладала прекрасным голосом, выдающейся музыкальностью и артистическими данными, что дало ей возможность занять одно из первых мест в труппе Большого театра. Я был свидетелем непрерывного художественного роста артистки, ее сознательной работы над богатым от природы голосом оригинального красивого тембра и широкого диапазона», - писал Леонид Собинов, о котором К.Е.Антарова написала прекрасную статью после его смерти.

Она также выступала в симфонических концертах, давала сольные концерты камерной музыки с обширной и оригинальной программой, где пела песни и романсы западных композиторов в своих переводах. В своей сценической биографии Конкордия Антарова была ученицей К.С.Станиславского и единственная вела записи, которые в дальнейшем легли в основу ее книги «Беседы Станиславского в студии Большого театра в 1918 – 1922гг». Особая дружба связывала ее с В.И.Качаловым.

На ее пути было много трудностей. Она потеряла любимого мужа, погибшего в Гулаге, ее изгнали из театра, но по счастливой случайности, вернули. Наконец, тяжелая болезнь заставила уйти со сцены. Но Антарова не сломалась. Будучи человеком творческим, выпустила книгу «Беседы Станиславского..» , в 1946 году организовала при ВТО кабинет К.С.Станиславского, в котором развернулась активная работа по пропаганде идей реформатора театра.

Из воспоминаний
Из воспоминаний М.Стриженовой:
«И мы, те немногие, кто помнит ее, можем лишь сказать: «Да, мы счастливчики, мы общались с ней, слышали ее голос, видели ее сверкающие, полные юмора глаза, которые понимали всю суть находившегося перед ней человека. Может быть, не всегда приятно, когда тебя видят насквозь, но доброта, светившаяся в этих глазах, смягчала эти мелкие чувства. И хотя тебя не всегда гладили по головке, ты выходил от Коры Евгеньевны с таким чувством, будто за спиной крылья». Все, кто общался с этой удивительной женщиной, даже те, что понятия не имели, что за человек перед ними, получали от нее помощь и поддержку самого разного рода. Поддержка часто бывала материальной, хотя легко себе представить, каковы были средства человека, живущею на пенсию в 40–50-е годы. Кора Евгеньевна жила по принципу «Рука дающего не оскудевает», и принцип этот по отношению к ней полностью оправдывался. Сама же ни от кого не брала никаких подарков – это тоже был один из немногих ее принципов.

Кора Евгеньевна была талантлива во всем, даже когда варила обед. И все вокруг нее было красиво. Красива была она сама, хотя я помню ее уже весьма пожилой женщиной. Общаясь с ней в домашней обстановке, живя на даче, я никогда не видела ее непричесанной, небрежно одетой. И комната, в которой она находилась, казалось красивой, и все вещи вокруг нее. Знаменитое чеховское изречение нашло в Коре Евгеньевне на редкость полное воплощение.

Люди тянулись к ней, выкладывали ей свои проблемы, горести, говорили о себе. А она вопреки привычным для артистов манерам никогда не говорила о себе, не вспоминала о своих успехах, хотя вспомнить было что... С ней хотелось видеться, от нее не хотелось уходить. А Кора Евгеньевна своим присутствием как бы поднимала людей вверх, а иногда просто давала возможность тем, кто дошел до отчаяния, вновь обрести силу жить, и жить полным сердцем. Сказать, что она была человеком высоких моральных качеств и необыкновенной доброты, как-то мало, по отношению к ней это звучит бледно и недостаточно. Она была проста в обращении, необычайно приветлива с каждым, доброжелательна, но... вы чувствовали такую исходившую от нее силу, которая заставила сказать одну театральную деятельницу, ничего не знавшую о сокровенной стороне ее жизни: «Ну, Кора Евгеньевна... Она среди нас королева».
Из воспоминаний С.И.Тюляева:
«Она проявила стойкость, мудрость и мужество в своем огромном несчастье – расстреле ее любимого мужа, человека высокого духовного развития. Сама она была сослана, но возвратилась домой в Москву – от отбытия срока ссылки ее освободила счастливая случайность, предоставленная ей судьбой. Она продолжала служить музам, давая на дому уроки вокального искусства.

Исключительная преданность и любовь связывали Кору Евгеньевну с ее подругой – выдающимся ученым-математиком Ольгой Николаевной Цубербиллер, тоже ученицей одного из Учителей Жизни. В тяжелые годы Отечественной войны они продолжали жить совместно, все делили пополам и никогда ни на что не жаловались. Я встречался с Корой Евгеньевной в ее комнате, причем приходил к ней всегда один, так как она была под постоянным наблюдением властей. Чаще приходилось навещать ее по домашним делам. Мы пилили вместе с нею дрова, сажали под Москвой картошку. Я не имел возможности наблюдать, как она пишет свой замечательный обширный труд – книгу «Две жизни», экземпляр машинописного текста которой она мне подарила. Я высоко ценю этот труд за богатство идей, в него вложенных, ясность мыслей и простоту в передаче сложной фабулы. Его герой – мальчик Левушка с чистой и очень впечатлительной душой – имел счастье попасть под водительство Великих Учителей.

Пусть это книга («Две жизни») сделает глубже наше понимание духовной стороны земной действительности и станет прекрасным памятником Коре Евгеньевне. Перед своей кончиной она направила мне послание. Где говорится: «Сейчас мне очень плохо, и спасает меня, как всегда, Ольга Николаевна. Быть может на Земле не увидимся. Но никогда не говорю: «Не могу, а всегда твержу: «Превозмогу». Никогда не думаю: «Не знаю, но твержу – «Дойду». Любовь всегда хороша. Но Вам помнить надо, что Матерь Жизни лучше нас все знает. Прошлого нет, будущее не известно, а жизнь – это летящее «сейчас». И человек-творец – это и есть тот, кто живет свое «сейчас». Обе мы Вас Благодарим, любим и чтим Ваше «сейчас».

Ольга Цубербиллер и Кора Антарова, 5.1.1959 г.»

Запись 7 января 1959 г. для меня (С.И.Тюляева) от К. Антаровой:

«Никогда чтобы не было никакого страха: Бесстрашие – верность Учителю. Всегда сохранять полное самообладание. Колебания духа и резкие переходы неуравновешенности ученику особенно вредны. Не требуйте много от людей, но верность, честь и мужество надо соблюдать до конца. При встрече даже с низким человеком всегда думай – «Господом твоим». Найди в нем зерно лучшего и окруженного кольцом огненной светлой мысли. Помни, что, когда подаешь ему руку, между вашими ладонями лежит рука Учителя. Так поможешь подняться ему выше (любя побеждай). Но если при формуле «Господом твоим» почувствуешь, что он темный безнадежно, резко удались, отринь его, потому что помочь уже не сможешь, а истинная любовь не сентиментальность, а творческая энергия.

Слез не должно быть. В них топится труд Светлых Братьев. Живите текущим «сейчас».
7 января 1959 года. Антарова»

Умирала Кора Евгеньевна медленно и тяжело. Она пережила подряд около восемнадцати агоний, которые каждый раз погашала Ольга Николаевна, и эту борьбу за жизнь она продолжала ежедневно без отдыха и сна, до конца, едва держась на ногах. Боль разлуки никогда не оставляла Ольгу Николаевну, так велика и горяча была ее любовь к подруге. Их могилы находятся рядом на Новодевичьем кладбище.»
Источники:
6 марта 1993 года С.И.Тюляев