СОКРОВИЩА МИРА

Камень Чинтамани и Чаша Будды
На фото:
1. Камень Чинтамани (фото из музея)
2. Посылка с камнем
3. Камень Чинтамани
4. Плат камня
5. С.Н. Рерих "Священный ларец" 1928г.
6. С.Н. Рерих "Портрет Н.К. Рериха"
7. С.Н. Рерих "Портрет Е.И. Рерих"
8. Священный ларец
9. Чаша Будды
10. С.Н. Рерих "Чаша Будды" 1934г.
Легенда о Камне

Одно из самых таинственных явлений на Земле связано с необычайным Камнем. О нем повествует множество легенд и сказаний. О существовании Священного Камня многие люди даже не предполагают, а если и слышали о нем, то относят эти свидетельства к сфере нереального или сказочного. Но если провести основательное исследование, то оказывается, что в сказаниях, мифах, легендах и сагах почти у всех народов мира можно найти различные факты из истории Камня.

В индийских легендах о Кришне рассказывается о полученном от бога Солнца Сурьи драгоценном камне Сьямантаке. Его сияние было видно издали, поэтому он воистину был солнцеподобен. Сьямантак приносит счастье и богатство той стране, в которую попадает. О небесно-голубом камне Чинтамани, исполняющем все желания и делающем счастливым народ царя, владеющего Камнем, говорится в тибетской Сутре о мудрости и глупости. В тибетских сказаниях о Падме Самбхаве повествуется о поисках им волшебного Сокровища на Священном острове. В Азии распространены легенды о коне Гимавата, спускающемся с гор и несущем огненный камень Чинтамани для спасения человечества. Подобен коню Гимавата монгольский белый конь Эрдэни Мори, также несущий на своем седле драгоценный камень мудрости, рассеивающий любую тьму.

У тибетцев священный камень называется Норбу Ринпоче. В их сокровенных сказаниях имеются упоминания об испускающем всепроникающие лучи Камне на башне Владыки Шамбалы Ригден Джапо. Чудесный драгоценный камень, способный освещать дорогу, имелся у легендарного героя Востока Гесэр Хана. «Черным Камнем» владели монгольские духовные владыки, избавляя свой народ от болезней и несчастий. Камень Алатырь известен из русских народных сказаний. По-другому этот чудесный камень еще называется и «белым опаляющим камнем», или «камнем белого света. Алатырь – источник исцеляющих и питающих рек, в нем сокрыта не имеющая предела могучая сила.

Мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, знание о сокровенном камне не лежит на поверхности, с другой – имеется множество упоминаний о нем. Воистину его можно охарактеризовать как «видимый невидимо»! Такой факт свидетельствует о том, что Камень действительно является чем-то особенным, удивительным, обладающим невероятной ценностью – именно тем, из-за чего он назван Сокровищем Мира. Какими же еще свойствами, возвращаясь к легендам, обладает этот камень? Так, он может светиться, испускать лучи, искриться, быть горячим или очень тяжелым. Иногда издает звуки, трещит. На нем могут появляться письмена священного или пророческого характера. Он не только предсказывает события, но и исполняет желания, приносит удачу, оберегает от болезней, помогает расправится с врагами.

Из-за чудесных свойств Камня завладеть им желали бы многие. Но поиск его всегда сопряжен с неимоверными трудностями. И только тот, кто путем самопожертвования и подвига достигает чистоты души и мудрости разума, удостаивается чести лицезреть его. Легенды о Камне многочисленны и разнообразны. Но, может быть, за легендарными событиями и фигурами скрываются реальная история и реальные герои? Ведь о малом, незначительном человечество не слагает легенд. И может, имеются источники, которые содержат истинное знание о Камне? Действительно, космические сроки отметили новые вехи в пути Камня. Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, а также их сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич становятся новыми владельцами Камня. Благодаря оставленным ими свидетельствам мы получили возможность не только прикоснуться к тайне Священного Камня, но и получить новые знания о нем.

Юрий Николаевич был первым из Рерихов, кто принял в свои руки необычайный дар и после ухода из жизни старших Рерихов, привез мировую реликвию в Россию – страну назначения Камня. Важной гранью в познании истории Камня стало новое сказание – Легенда о камне, вошедшая в сборник «Криптограммы востока». В ней особым языком, полным скрытых смыслов, как в алхимических формулах, сказано о некоторых вехах исторического пути Камня, а также о его необычайных свойствах. В Легенде Камень называется «Пламя Носящий» или же «Огонь Носящий», внутри него заключен «кристалл сияющий», или «кристалл жизни». Таким образом, Камень этот имеет огненное естество, и внутренний огонь Камня – его главная характерная черта. Камень обладает сильным излучением, его лучи невидимы, но мощны – «жар тайный сильнее радия». Все его свойства проявляются, когда он активен, полон таинственной жизни. Но так продолжается не всегда, есть у него и времена относительного покоя.

Камень имеет вид удлиненного расплющенного сухого плода и «подобен сердцу человеческому» не только из-за расположенного внутри него огненного кристалла, но и по своей форме. Размером он достаточно небольшой, «длиною с пятый палец», с сероватым отблеском. Камень способен предсказывать события. Если «Камень тяжел, кровь проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идет. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится – шагай смело».

В Легенде сказано и о происхождении Камня. Он – «дар Ориона», и лучи Ориона определенным образом связаны с его передвижением по миру. Именно поэтому Е.И. Рерих в своем предисловии к Легенде пишет о феномене розовых лучей в этом созвездии. Древность пути этого «посла дальних миров» трудно даже представить. Известно, что один из правителей Атлантиды Курновуу владел Камнем. Он построил в Атлантиде Храм Солнца. Это святилище имело сокровенное значение, ибо было своеобразным мостом между духовным и материальным мирами, способствуя росту духа человечества Атлантиды.

Не только в Атлантиде созидался Храм с помощью Камня. Чудесный Храм Соломона (Х в. до н.э.) возводился в лучах его, ибо Соломон владел Сокровищем. В Легенде о Камне сказано: «Уроил Зена, дух воздуха, принес царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: «Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!» «Добро», - сказал царь и отнес Камень во Храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина, златоковача, и указал отбить часть Камня и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне Чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с сокровищем. Но дух сказал: «Не годно ты нарушил Высшее А-Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам человеческим, и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру». Созвездием укажу путь Камня».

Так возник еще один священный предмет в истории – легендарное кольцо Соломона. Но случилось непредвиденное. Жена царя, принцесса Джарада отдала недружественному лицу кольцо Соломона, и царь потерял власть. Вот так описывает это событие Н.К. Рерих в своей легенде о царе Соломоне: «Свой перстень с чудесным камнем, в котором была заложена основа мира, царь Соломон оставляет на хранение жене своей, царевне Египта. Но хитер и искусен египетский жрец, прибывший с царевной. Он меняет голос и облик и под видом царя овладевает перстнем. А сам Владыка обречен на долгие годы скитания, пока снова истина не восстановлена».

Камень снова и снова оказывался в новых руках. В Легенде о Камне упоминается некий китайский император. О каком владыке Китая идет речь, Н.К Рерих поясняет своему близкому сотруднику В.А. Шибаеву от 19 октября1923 года, рассказывая о своем имени в одном из воплощений: «Фучай был Учителем детей императора, который владел Камнем. Да-Цин – великая монархия – сложилась под светом Камня – в III в. до Рождества».

Из истории Китая известно, что именно в III в. до н. э. была образована первая китайская империя династиями Цинь (221 – 206 до н.э.) и Хань (206 до н.э. – 221 н.э.). Это событие стало коренным поворотом в социальной и политической структурах государства, повлекшим за собой невиданную консолидацию общества и принесшим мир истерзанной множеством войн стране. Столь кардинальные исторические изменения, как утверждают историки, не имеют аналогов в Восточной Азии вплоть до наших дней.

Побывал Камень и на горе Арарат, и на Руси в Древнем Новгороде. «На горе Арарат лежит горюч Камень. Новгородский богатырь разбился о Камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило чудо». Из русской истории хорошо известен факт взлета строительства государственности и расцвета культуры на севере и северо-западе Руси в ХII – XV веках, получивших свое развитие в Новгородской республике. Владения Новгорода простирались от Белого моря до северного Зауралья. Сам Новгород являлся значительным центром культуры и просвещения. Новгородское вече – уникальный образец городского самоуправления.

В своде русских былин имеется одна былина, которую можно рассматривать в связи с Легендой о Камне, - это былина о Василие Буслаеве и новгородцах. В ней повествуется о трагической гибели новгородского богатыря. Повстречавшись с Камнем, он не внял надписи на нем, поступил ей наперекор, за что Камень и покарал его. Василий не смог перепрыгнуть через Камень и разбился о него.

Воитель Тамерлан, или как его иначе называли, Тимур, владел Камнем. Этот полководец конца XIV века считается создателем государства со столицей в Самарканде. К концу правления Тамерлана его государство включало в себя огромную территорию Средней Азии – Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Иран и Пенджаб. Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи» так оценивал роль этого полководца в истории: «Не был ли Тамерлан великим дезинфектором? Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные городки, полные всякой заразы». Эти слова Николая Константиновича говорят о том, что воитель Тамерлан послужил делу эволюции, разрушив устои старого мира и создав новое государственное объединение в Средней Азии. И в руках Тамерлана Камень способствовал новому строительству.

Внук Тамерлана – Бабур (1483 – 1530) стал основателем династии Великих Моголов в Индии, к которой принадлежал император Акбар Великий. Но прежде чем оказаться в руках индийского правителя, «путь Камня лег на Запад». Ушел Камень от воителя Тамерлана. Таким образом после Тамерлана Камень попадает на Запад, однако пробыв там сравнительно недолго, он снова отправляется на Восток. «Но жизнь чудо привела внуку – внуку основателя династии Великих Моголов, потомку Тамерлана, Акбару Великому (1542 – 1605)».

С именем Акбара Великого, мудрого правителя Индии, связан период культурного расцвета страны. В своей столице Агре он построил более 500 кирпичных зданий и большую великолепную крепость. Но его замыслы шли дальше. В 42 километрах от Агры Акбар возводит новый город – Фатехпур-Сикри – чудесный «Город победы». В центре его строится Храм Единой Религии, воплощающий стремление владыки к всеобъемлющему синтезу. Эта характерная черта Акбара особенно выразилась в предложенной им религиозной реформе – утверждение Единой религии, сочетающей в себе лучшие стороны всех ему известных религий. Мощь Камня снова направляла эволюционное строительство. Но случилось так, что Сокровище было похищено у Акбара. Камень, скорее всего, был украден у Акбара иезуитами и последовал вместе с ними на Запад, в Рим. На западе Камень был послан Наполеону. В Марселе Камень принес ему неизвестный человек. Но Наполеон не должен был устремляться с войной на Россию. Его недостойные мысли и стремления привели к тому, что Камень был у него отнят и самого Наполеона ожидала трагическая участь.

Из записей Е.И. Рерих: «Вот план, основанный на Бонапарте. Так называемый Сен-Жермен руководил революцией, чтоб посредством ее не только не только обновить умы, но и создать единение Европы. Вы знаете, какое направление приняла революция. Тогда создался план символизировать единение в одном человеке. Наполеон всецело найден Сен-Жерменом. Звезда, о которой он любил говорить, принесла ему неожиданные возможности. <…> Наполеон по совету злобных сил сам погасил звезду свою. <…> План уже был разбит, когда Наполеон безумно устремился на Россию, ибо он не должен был затронуть Азию.» С тех пор как Камень был утрачен Наполеоном, он находился на Западе, ожидая своих новых владельцев.

Пророчество из Легенды указывает на срок нового появления Камня. «Жреческое сознание всех времен готовило людей к принятию достойному Сокровища. Законы Мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменует появление нового Камня». Елена Рерих в письме от 31 января 1936 года к председателю Латвийского общества Рериха Рихарду Яковлевичу Рудзитису (1898 – 1960) писала: «Так, в 1923 году было двойное затмение, а в Японии священный остров исчез в волнах со всеми святынями на нем». Новое появление Камня предвещает наступление и Нового времени – времени Шамбалы и Владыки Майтрейи. Камень направляется в Новую страну, указывая, что ей надлежит стать во главе мировой эволюции.

Там, где появляется Камень, там разворачивается новое историческое и культурное строительство. Камень выступал сильнейшим катализатором реакций исторического процесса на планете. И действовал он не в интересах одного, даже пусть очень выдающегося лица, а на пользу многих народов мира. В этом заключается его удивительная сила, поэтому он носит название Сокровища Мира.

Получение Камня Рерихами
С момента установления Высокого Общения с Учителем, Владыкой М., Рерихи начинают активно готовиться к предстоящей им Миссии. Получение и Несение Камня – часть этой Миссии. Очень осторожно и бережно готовилось сознание Рерихов для принятия мирового Сокровища. Рерихи, выполнив поручение Учителя в Америке, 15 мая 1923 года прибывают в Париж. Во Франции того времени царило общее смятение, упадок, опустошение. В этих обстоятельствах следовало быть особенно осторожными. Учитель постоянно напоминал о необходимости повышенной бдительности. «Учитель нуждается в вашей осторожности», - записала Е.И. Рерих в своем дневнике.

Приближение Рерихов к Камню было отнюдь не простым, ибо «лукавые руки» могли нарушить План Братства. «Когда в октябре готовится большое чудо, неужели длинные руки не выпустят всех черных собак? Чудо захватывает всю атмосферу вокруг вас», - предупреждал Учитель своих учеников. Камень решено было переправить с Запада на Восток, так как там начиналось новое строительство. Пророчество из Легенды о Камне вот-вот должно было исполнится: «Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придет. Утверждаем ждать и понять камня путь. Утверждаем понять сужденных Носителей Камня, идущих домой».

По совету Владыки соблюдались особые меры предосторожности. Был даже выдвинут предлог, объясняющий поездку Рерихов в Европу, - это приглашение Р. Тагора, с которым они были знакомы еще с Лондона, а также дела по издательству книг в Германии. Насколько была накалена атмосфера вокруг Рерихов, свидетельствуют следующие предупреждения того времени, данные Учителем: «Удержать тайну надо, лишь условный адрес дадите, не упоминайте в письмах точные места. Не надо поминать откуда пишешь». «Советую скрыть срок отъезда». «Идите терпеливо и основательно до корабля». «Фронт миновал, имел дерзание вредить вам. Ищут иезуиты движение Камня, потому тайна нужна».

В ожидании Камня Рерихи не останавливаются в Париже, они путешествуют по Франции и Италии. Учитель знакомит их с подробностями возложенной на них Миссии. Постепенно Он раскрывает тайну загадочного черного Камня. Записывается Легенда о Камне. Спустя более чем месяц после приезда Рерихов в Европу, 20 июня 1923 года, сообщается: «Чистый Мории подарок получите в Париже. Урусвати [Е.И. Рерих] и Фуяма [Н.К. Рерих] получат один из талисманов. <…> Умейте Мой дар повезти на родину. Дориносимо, с дерзостью возьмите в руки ваш щит… В октябре поймете. Тот Дом рун Камень пошлет, тогда можете ехать ко Мне».

Это краткое Сообщение Учителя четко определило дальнейшие действия. Доверенным Братства предстоит переправит Камень на Восток, «на родину». Получая Камень, они становятся облаченными доспехом – Дориносимо, Камень имеет качество Щита, призванного охранять своих владельцев. Великое событие следует ждать в октябре. Камень охраняет своих владельцев, но и они должны подобающим образом обращаться с Сокровищем. Владыка учит Рерихов как это делать. Необходимым условием является отрешение от негативных эмоций и раздражения: «Не сожги руку о Камень, ибо личная злоба жжет». «Камень не легко достается – хуже всего раздражение».

Последовали Указания сделать фотографию Камня. «Когда пришлю Камень, храните снимок с него в Америке и Риге». Таким образом, через фотографию планировалось утвердить в двух очень важных для продвижения дел центрах – в Америке, где находился целый ряд организаций, основанных Н.К. Рерихом, и в Риге, где действовала с конца 1921 года «Ложа Мастера М.»

Атмосфера ожидания Камня была торжественной и светлой. В письме в Америку к ближайшей сотруднице З.Г. Фосдик (1889 – 1983) от 12 сентября 1923 года Е.И. Рерих писала: «Сколько радости в Великом Служении, в расширенном сознании и в понимании, хотя бы и несовершенном, Божественного Плана. Подхожу к изложению самого сокровенного. Приближается Великий День! Дар Величайший будет вручен, и мы, Кругом, молитвенно должны ожидать и принять Его. Радуйтесь, свидетели Величайшего Чуда! И не выдавайте сокровенной Тайны! Дни предшествующие и последующие проведем в согласии».

Рерихи также узнают, что получат только небольшой осколок от целого Камня. Главная же часть мировой реликвии находится в Братстве Учителей, и именно на ней основана величайшая надежда человечества, связанная с его духовным обновлением. Осколок Камня сохраняет свойства его главной части и считается не меньшей святыней. Он предназначен для странствия в мире и является сокровенным предметом, связующим различные страны, народы, а также эволюционные эпохи. Пятого октября, накануне чудесного события, Рерихам пришло новое Указание Учителя: «Вам советую, когда Камень придет, Ковчег вынуть, но не открывать до 28 октября. Тогда откройте и не трогайте, но снимите фотографию и снова закройте до Индии – там достанете коробку слоновой кости и положите камень в нее. И коробку положите в Ковчег. Сохраните Ковчег, на нем Мои буквы».

Каков был Камень, Рерихи уже знали. Он был показан Учителем Елене Ивановне как тонкое видение почти за полтора месяца до его получения. 25 августа 1923 года она записала в дневнике: «Видение глаз М.М., затем руки, держащей черный Камень – форма Камня удлинена. На двух концах загоралось пламя. Камень этот был поднесен к моей груди, и мне казалось, что я ощущала жар».

И вот наступил долгожданный день, праздник Светлых Сил. В канун дня Сергия Радонежского Камень доставили Рерихам. Обстоятельства почтового вручения Камня были обыденными. Елена Ивановна и Николай Константинович и их сын Юрий находились в гостинице «Лорд Байрон». В субботу 6 октября 1923 года в 11 часов утра служащий парижского банка «Банкерс Траст» принес чудесную посылку прямо к гостиничному номеру. Дверь открыл Юрий Николаевич и принял сужденный дар. Внешне все было обычно. Простой деревянный посылочный ящик был надписан красивым почерком по-французски. В посылочном ящике помещался кожаный Ларец, внутри которого находился завернутый в вышитую ткань Камень. Сокровище Мира, о котором было написано столько легенд, пришло по почте и было вручено в руки его новым владельцам самым прозаичным образом. Рерихи хотя и ожидали Камень, но все же были удивлены обстоятельствами его получения.

Космическая родина Камня – созвездие Орион
В записях о Камне, сделанных Рерихами, неоднократно утверждается его неземное происхождение. Родина Камня – созвездие Орион. В это трудно поверить: на нашей земле Камень с Ориона! Тем не менее Учитель много раз повторяет название этого созвездия в связи с Камнем и прямо называет его «дар Ориона». «Ориона Камень», «часть Ориона».

В Легенде о Камне из книги «Криптограммы Востока» есть такая фраза: «Водит чудо народ – лучей Ориона». По другому можно сказать так, что созвездие Орион является источником лучей, влияющих на движение народов на Земле. Готовя легенду о Камне к первой публикации, Елена Ивановна не случайно упоминает в предисловии к ней о так называемом феномене розовых лучей в созвездии Орион, о котором сообщалось в бюллетене Астрономического общества в Париже в сентябре 1923 года.

Сокровенное служение вокруг Камня говорит о его уникальных свойствах и предназначении. И действительно, Камень этот содержит внутри себя неизвестное науке вещество. В небесных камнях, аэролитах, иногда можно найти алмазы. Но не они придают необыкновенные свойства священному Камню. В нем есть нечто гораздо более удивительное и мощное по воздействию. Е. И. Рерих писала: «В нем (этом Камне) заключена частица Великого дыхания, частица души Ориона». Это как бы сконденсированная огненная вибрация.

В Учении Живой Этики сказано, что «метеориты не подвергаются исследованию в отношении вибраций. Некоторые из них содержат части замечательных металлов. Они малы, но все-таки могут быть наблюдаемы. Только ум исследователя не должен ограничиваться старыми методами». Из Учения мы узнаем об удивительном металле мории, которого нет в составе Земли, но он иногда встречается в упавших небесных телах. «Среди аэролитов есть один металл, морий, обладающий свойством конденсировать электрическую энергию. Обладание этим металлом дает возможность получать сильные вспышки искр и даже пламя. Это насыщенное пламя должно светить в сознании, укрепляясь и разгораясь».
Камень и Братство Света
Очень важно, что любая часть Камня также является психомагнитом и может служить для соединения с Братством, где находится основное тело Камня. Известно, что осколок Камня посылается различным героям в различные страны, где ожидаются крупные эволюционные сдвиги. Страна, в которую попадает осколок Камня, находится под особым покровительством Братства Света. В записях Е.И. Рерих мы можем найти, что некоторые египетские иерофанты знали о Сокровище Мира и владели им. Камень находился в IV веке до н. э. в руках Александра Македонского, предпринявшего попытку небывалого объединения народов, воплотившегося в огромной империи.

«Некоторые Учителя владели им (Камнем), Христос хотя и знал о Камне, но его задача была открыть глаза на духовный план».

Многими нитями Камень связан с Монголией. Этой таинственной центральноазиатской страной. О присутствии Камня у монгольских властителей поведал миру Фердинанд Оссендовский (1878 – 1945), горный инженер и геолог, поляк по происхождению, занимавший в период Гражданской войны в России пост министра финансов в правительстве Колчака. Совершив побег из России, он скитался по просторам Центральной Азии и некоторое время проживал в Монголии. Там ему удалось узнать ряд сокровенных сказаний Азии, среди которых легенды о Шамбале, Ее Владыке и о Черном Камне.

О своих скитаниях Ф. Оссендовский поведал в книге «И звери, и люди, и боги». В этой книге имеются такие строки: «Когда Гуши-хан, вождь олетов или калмыков, разбил «красношапочников, он привез с собой чудодейственный Черный Камень, посланный Далай-Ламе Царем Мира (Владыкой Шамбалы). Гуши-хан собирался основать в Западной Монголии столицу «желтой веры», но олеты в это время находились в состоянии войны с императором из маньчжурской династии за китайский трон и терпели одно поражение за другим. Последний хан олетов, Амурсана, бежал в Россию, но перед побегом успел переправить священный Черный Камень в Ургу. Пока Камень оставался в Урге и Живой Будда (Богдо-гэгэн, религиозный правитель Монголии) благословлял им народ, болезни и прочие беды обходили монголов и их скот. Но сто лет назад священный Камень похитили, и с тех пор буддисты тщетно ищут его по всему свету. После его исчезновения монгольский народ стал постепенно вымирать».

Из этой же книги мы узнаем, что Богдо-гэгэн мог предсказывать судьбу с помощью Черного Камня. Он умел читать появляющиеся на Камне тибетские надписи, которые предсказывали судьбу целых народов. Вообще все свидетельства о Камне были очень ценимы Рерихами. «Каждое упоминание о Камне не должно быть забыто», - писала Елена Ивановна.

Камень и Чаша Будды
Среди священных предметов существует не только Камень, но и Чаша – Чаша Будды. На Востоке эта реликвия является величайшей святыней. Согласно древним сказаниям, четыре Хранителя Мира принесли Будду четыре чаши из черного янтарного камня. Принимая этот дар, он вложил их одна в другую, и они чудесным образом стали одной Чашей. Причем по краям полученной таким образом новой Чаши можно было усмотреть все четыре слоя, образующие ее толщу.

В честь Чаши Будды строили ступы и храмы, и даже целый город Пурушапура был посвящен ей. Теперь это город Пешевар на территории современного Пакистана.

О Чаше Будды повествуют не только аллегорические сказания, но и свидетельства очевидцев. Китайский путешественник Фа Сянь в начале V века н. э. видел эту Чашу в специально выстроенном для нее храме в Пурушапуре. Он оставил записи, в которых описывает ее как разноцветный сосуд с преобладающим черным цветом, причем по краю хорошо видны были четыре слоя, из которых, согласно легендам, состоит эта Чаша.

После смерти Владыки Будды Чаша хранилась в храме в Карашаре, куда была перенесена из Пешавара. Рерихи во время Центрально-азиатской экспедиции посетили Кешевар. Н.К. Рерих записал в дневнике свои наблюдения. «Есть предположение, что на этих местах стоял большой монастырь, где была Чаша Будды, исчезнувшая из Пешавара».

Чаша Будды существует как еще один терафим Братства, наряду с Камнем. Об этой Чаше писала Е.И. Рерих Р. Рудзитису в 1936 году: «Чаша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша эта всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в свое время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши – египетское, и древность ее определяется около 12 тысяч лет до Р. Хр. После смерти Будды Чаша эта находилась одно время в Храме в Карашаре, откуда она исчезла, и с тех пор она хранилась в Шамбале. Согласно всем преданиям перед Новой Эпохой Майтрейи эта Чаша вновь появится (может быть, уже появилась)».

Приписка в скобках была сделана не случайно, ибо в начале 1934 года Чаша Будды была чудесным образом прислана Рерихам. Святослав Николаевич указывает дату принесения Чаши – 3 января 1934 года. Явление Чаши Будды воистину было чудом. Причем никогда ранее Камень и Чаша Будды вместе не посылались, что еще раз доказывает уникальность Миссии Рерихов. Воодушевление от такой посылки было очень сильным. Святослав Николаевич проявил к дару необычайную любовь и внимание. Елена Ивановна писала об этом 10 мая 1934 года Николаю Константиновичу и Юрию, которые в это время были в отъезде: «Светуня <…> любовно относится к присланному дару. Собрал все данные. Оказывается, что такие рисунки встречаются на самых ранних изделиях и относятся к Х веку от Р. Хр. Он выписал все пророчества и свидетельства и вышлет их Вам. Интересно, что этот дар всегда приносится по воздуху и в то место или руки, где предстоит возрождение Учения».

Сам же Святослав Николаевич сообщает о Чаше Будды следующее в своих письмах, адресованных З.Г. Фосдик и М. Лихтману, А так же Н.К. и Ю.Н. Рерихам: «Эта великая священная реликвия (я называю ее реликвией, ибо она принадлежит Великой Иерархии Будд) появилась снова, подтверждая, таким образом, пророчество, данное тысячи лет тому назад». «Я собрал все доступные здесь сведения в небольшую книгу вместе с моим собственным описанием Чаши. Я приведу сейчас перевод небольшого фрагмента из «Путешествий Сюань-Цзаня», написанных около 11-12 веков назад. Этот фрагмент многое вам откроет. <…> Цитирую дословно: «Чаша путешествовала с места на место, передвигаясь таинственным образом по воздуху, творя чудеса на благо людей, до тех пор, пока не скрылась из виду во дворце Короля Драконов Сагары (Шамбале). Там она останется до прихода Будды Майтрейи, когда она вновь появится, чтобы быть свидетельницей. Согласно некоторым текстам, Чаша была однажды разбита нечестивым королем Михиракулой, но осколки ее снова соединились. Поскольку никто, ниже чем Будда, не может пользоваться ей, только Будда может взять ее с ее места отдыха. Побуждаемая скрытыми импульсами человеческой кармы, она перемещается с одного избранного места на другое, подобно тому как Буддизм распространялся или убывал». Да, истинно, время пришло!

Я датирую возраст чаши от 10 до 12000 лет. На ней есть водный узор, который может быть соотнесен со знаком Водолея». «Ранние египетские чаши и гончарные произведения имеют тот же рисунок». Святослав Николаевич не только собрал маленькую книжечку о Чаше Будды, но и написал несколько картин с ее изображением. Трепетное отношение к Чаше Будды С.Н. Рерих пронес через всю свою жизнь.

З.Г. Фосдик гостила в 1961 году в Бангалоре, и в день рождения Елены Ивановны Святослав Николаевич показал ей реликвию. Вот как она описывает это событие: «12 февраля видела Чашу для подаяний Владыки Будды, переданную Елене Ивановне чудесным образом. Утром Святослав взял меня в свою студию и показал величайшую реликвию и священнейшее Сокровище Мира, Чашу для подаяний Владыки Будды. Он также дал мне свою статью с подробным описанием Чаши и наброски-чертежи, которые он сам сделал с нее. Я прочитала. Невозможно описать чувства, когда смотришь на этот священный предмет и потом, когда он дал мне подержать ее в руках. Ей больше 5000 лет (так он сказал), и слезы набегают на глаза, когда смотришь на нее. Чаша эта из глины коричневатого цвета, со светлыми просветами, снаружи ясные отпечатки пальцев, т. е. как ее держал Будда в руке, она держится на ладони, чувство большой плотности и силы в ней. Внутри видны как бы четыре раздела в виде треугольников, ряд линий, отпечатанных в глубине, как бы двойная буква «М» в волнообразном рисунке, также сбоку трещина. Чувство огромной древности. По легендам и преданиям, она появлялась и исчезала, летала по воздуху в ту страну и место, где ей надлежало быть. Китайские путешественники описывали ее в V и VII веках в Индии, Персии, в буддийских монастырях, где она хранилась временно. Пришла она, завернутая в очень старый, потертый материал, к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу чудесным образом. Святослав ее хранит».

Главной особенностью Чаши Будды, согласно дневниковым записям Е.И. Рерих, было то, что она являлась терафимом, содержащим огромное количество психической энергии. Благодаря этому Чаша Будды могла светиться и при определенных условиях излучать синий цвет.

Так же, как и свойства священного Камня, замечательны и удивительны свойства Чаши Будды. Множество общих черт присуще этим двум святыням. И Камень, и Чаша ведут свое происхождение из глубокой древности. Они – священные предметы в истории человечества и терафимы Братства Света. И Камень, и Чаша, перемещаясь по Земле, оказываются в местах, являющихся центрами эволюционной работы, и в руках тех, кто эту работу усиленно продвигает. Новое перемещение их означает и новый этап в эволюционном строительстве. Камень посылается избранным накануне великих исторических поворотов. Чаша Будды утверждает новый этап в развитии Учения Братства – Учения Света или Учения Жизни – Единого Учения Мудрости, даваемого человечеству в соответствии с космическими циклами. Чаша Будды была явлена Рерихам, как свидетельствует письмо Е. И. Рерих Р. Рудзитису, перед наступлением Эпохи Майтрейи и новым расширением учения Калачакры, которое воплотилось в книгах Живой Этики.

Камень и Чаша, способные вспыхивать удивительным светом и проявлять языки пламени, в сознании человечества естественно сливаются в один священный предмет, который становится фокусом духовных исканий. Символическое соединение Камня и Чаши проявляется в наиболее распространенной мантре буддизма махаяны – «Ом Мани Падме Хум», буквально – «О Сокровище Мира в Лотосе». Камень в Чаше – один из сокровеннейших символов. Он касается устоев всего Мироздания, ибо смысл его самый высочайший. Он проявляется в законе Великого Слияния двух Начал – мужского и женского, без чего нет огненного творчества духа.

И еще одна сторона Камня и Чаши. Святой Грааль – это не что иное, как величайший терафим Братства – священный Камень! В книге «Надземное» Учения Живой Этики об этом сказано следующее: «Люди называли Камень Граалем и многими другими именами». И в своих письмах Е. И. Рерих неоднократно писала, что Чаша Грааля есть священный Камень Братства: «Многие исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться домой, в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине».

Таким образом, важнейший терафим Братства – Камень под именем Чаши Грааля стал понятием, воплотившим в себе высочайшие идеалы духовного бытия человечества.
Источники:

А. М. Шустова «Сокровище мира. Священный терафим Братства Света».
Показать больше