ОБЩИНА

От теории – к практике
Новый сотрудник, горит ли в тебе радость при мысли об общине?
( А.Й., Община, 264 )

Живая Этика как нравственно-философское Учение прочно вошла в сознание множества людей, став для них главным ориентиром в жизни. Желающим знать и совершенствоваться открылась кладовая Мировой Мысли, влияние которой отразилось на внутреннем, духовном мире и послужило стимулом для внесения основ Учения в повседневную действительность.

В преддверии Нового Мира авторами Живой Этики было указано, что путь к нему лежит через сотрудничество и кооперацию. Поэтому одним из самых важных этапов, который предстоит пройти человечеству, будет вмещение понятия Общины и применение её принципов на практике. Елена Ивановна Рерих в своем письме американским сотрудникам говорит: «Община прекрасна! (...) Община – ключ ко всем вратам познания и достижений. Община – ключ к храму и дому Учителя! Община – кооперация! (…) Что есть космос? Чем обусловлено само положение нашей планеты, как не космической кооперацией. (…) Пишу лишь об общине, ибо это самое главное, что должно войти в Ваше сознание и утвердиться в нем для дальнейших достижений. (...) Теперь нужно лишь твердить: «община», именно повторение этого слова должно ковать жизнь».

История народов Земли имела примеры общинных построений. Россия одна из первых прошла этот опыт применительно ко всей стране в целом, но по ряду объективных причин потерпела неудачу. Сейчас, когда мы, вооружённые Учением, оказались в той же точке нового витка спирали эволюции, нам необходимо проявить всю преданность Высшему Идеалу и всю степень ответственности за наше собственное будущее и будущее близлежащего Космоса, заложив общинные начала в уклад жизни и в сознание наших детей. Разве не преступление из года в год выпускать в жизнь новые поколения молодых людей, не готовых к будущему, не сознающих своего истинного происхождения и назначения? Разве не пронзается болью сердце, оттого что никто не сказал им о той мощи, которую они носят в себе?

Наша цель – мировая община, и продвигаться к ней можно только законом общего труда.

При бесчисленных видах сотрудничества и кооперации может быть создана самая совершенная форма жизни, и этот трудовой подвиг человечества Земли будет выражать всю Красоту эволюции. Общественное движение, которое организовалось на идеях Живой Этики, также должно поставить перед собой задачу формирования общинного мировоззрения и реализации его на практике. Научно-технический прогресс предоставляет большие преимущества для достижения этой цели. Развитие средств связи, которые возмещают нам пока ещё не развитые возможности ясновидения и яснослышания, позволяет устанавливать тесные контакты между разными частями света и укреплять доброжелательные связи людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Это – идеальная возможность создания интернет-общин, основанных на взаимных интересах и на Учении Живой Этики – в том числе.

Интернет позволяет нам, сохраняя свою свободу и индивидуальность, обмениваться рукопожатием на расстоянии, это в некотором смысле наши первые шаги к мировой общине.

Поскольку интернет-пространство общины, по сути, – энергетическое поле, генерируемое всеми его участниками, то все эти люди, так или иначе, влияют друг на друга, независимо от того, сознают они это или нет. Тот же принцип взаимовлияния действует и в обычных общинах. И в том, и в другом случае создаётся единый энергетический конгломерат, питаемый энергиями его участников, и от того, насколько будут сгармонизированы их энергетические излучения, зависит психологический климат этих сообществ. Поскольку все виды индивидуального сознания выражаются в виде вибраций, то именно их несоответствие, не-тождественность, и создаёт дисгармонию в общинах. Избежать этого можно единственным способом – утончением индивидуального сознания, чтобы в итоге прийти к тому единению, о котором говорится в Живой Этике: к единению в духе и сознании. Елена Ивановна Рерих в своём письме американским сотрудникам пишет: «Потому так утверждается мощь слияния, ибо только в объединении сознаний заключается творчество».

По сути, все действия, которые ведут не к согласованности, а к конфликтному противостоянию, являются механизмом раздробления и обособления. Чтобы избежать этого, перед всеми участниками должна стоять одна объединяющая их цель – единение в духе и сознании при бережном и уважительном отношении к индивидуальности каждого человека. В большинстве случаев конфликты и раздоры происходят тогда, когда участники сообщества пытаются отстаивать свою, по их мнению, единственно верную точку зрения, не имея желания принять во внимание мнение других людей, нарушая иерархический принцип вмещения и терпимости. Но именно отсутствие этого качества и ставит под сомнение духовный авторитет тех, кто пытается его получить, считаясь только со своим мнением. Но единение сознаний – нелёгкая задача, особенно для тех, кто от других ожидает признания и понимания, навязывая своё собственное мнение, тем самым вызывая сопротивление остальных и создавая причину для раздора и разъединения. Когда в общине таких людей большинство, община прекращает своё существование.

О единении в Живой Этике сказано много, и необходимо уделить этой теме как можно больше внимания, потому что без единения невозможно осуществить ничего сколь-нибудь стоящего, а когда речь касается Общего Блага, то и единение должно быть цельным, а не частичным. «Можно сказать всем, насколько единение необходимо. Уже сказано, что единение есть реальный двигатель. Сказано, что единение есть магнит. Оно есть целитель, здоровье, оно есть спешное достижение. Что же ещё добавить?

Процесс единения начинается со стремления к взаимопониманию. Чтобы понять собеседника, надо настроиться на него, понять его не только разумом, но и сердцем, способным рождать высочайшее чувство любви, чего так не хватает нашему обществу в целом. Тема любви в Учении звучит достаточно ярко:

«"Любите друг друга" – эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все высокие собеседования основаны на том же чувстве и так же благотворны для психической энергии».

«Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть созидательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях». [4]

И ещё один существенный вопрос, который должен быть рассмотрен в связи с вопросом построения общины. Братство, на которое нужно ориентироваться, воспитывая общинное мировоззрение, есть Община любящих друг друга Братьев и Сестёр. Мы же пока слишком условно представляем себе такой стиль взаимоотношений в своих общинах, оставаясь отчуждёнными в прямом смысле этого слова. Однако в глубине души нам всем знакомо это священное чувство братства, вопрос только в том, почему мы не извлекаем его на поверхность? Может, потому что в условиях тотальной лжи мы привыкли ждать подвоха и недоверие не позволяет нам раскрыться и довериться друг другу? Какие бы причины не лежали в основании нашего недружелюбия по отношению друг к другу, именно оно мешает взаимовыгодному общению и сотрудничеству, и пока это так, вместо общин будут возникать лишь заведения под фальшивыми вывесками.

Дальнейшие наблюдения и опыт показали, что успешнее всего община развивается на творческих началах, потому что творческий совместный труд сближает особенно быстро и наиболее продуктивно. Совместные проекты, где каждый человек выполняет свою задачу, ощущая себя в равной степени нужным и полезным, самым наилучшим образом отвечают общинному мировоззрению и являются самой эффективной объединяющей силой.

Следующей проблемой общины вообще и интернет-общины в частности, является, на мой взгляд, излишний демократизм. Рекомендация Учителя о том, что в общине должно быть соблюдено равенство, как мне кажется, не имела в виду демократию современного вульгарного образца. Демократия теряет свой смысл в общине, в ней попросту нет необходимости. Сообщество, которое устанавливает у себя демократические основы, уже не является общиной, потому что демократия призвана защищать свободу личности там, где есть опасность нарушения этого права. Община же содержит в себе условие свободы как естественное основание, потому как каждый член общины является таковым по доброй воле. Единственный властелин над человеком есть его собственный дух, неотделимость которого от духовной Иерархии и снимает вопрос о необходимости демократии.

Если мы попытаемся перенести на свою общину принцип Братства, то без сомнения будем вынуждены согласиться с тем, что община может управляться только по принципу Иерархии. В общинах, которые мы создаём, руководителем должен быть тот, кто в состоянии направлять её развитие. Безусловно, каждая община располагает свободой самоуправления и может применять различные формы своей организации, но опыт нашей общины показал, что, при исключительных правах руководителя, успешно принимает участие в делах и совет общины. Однако многое, если не всё, в общине зависит именно от нравственности и личной позиции руководителя. Если у него в достаточной степени развито чувство справедливости, то принцип равноправия не будет нарушен ни при каких обстоятельствах.

Итак, чем мы можем помочь?

Прошедшая 15–16 февраля 2013 года в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры международная конференция на тему «Наследие семьи Рерихов и Культура. Восток – Запад. Диалог культур» убедительно показала, что научный мир постепенно приобщается к идеям Живой Этики. Это укрепляет надежду на то, что именно авторитет науки позволит сломить сопротивление государственной и образовательной системы. Пробить брешь в глухой стене, воздвигнутой догматизмом и предвзятостью, можно общими усилиями, стоит только подойти к этой задаче со всей тщательностью и ответственностью, применив на практике принципы кооперации и сотрудничества между передовыми мыслителями и деятелями науки и культуры, потому что только им с радостью распахнёт свои двери любая школа.

У каждого преподавателя ВУЗа – последователя Живой Этики – есть активные, неравнодушные студенты, которые захотят принять участие в создании культурно-просветительских мостов между школой и ВУЗом. Это, помимо основной задачи, помогло бы профориентации детей, выбору ими учебного заведения для продолжения образования по окончании школы.

Конечно, понадобятся большие усилия для интеграции и кооперации, но каждое дело только начинать трудно. Можно соединить творческие возможности нескольких ВУЗов и грамотно, профессионально, интересно и качественно составить художественно-просветительскую программу с привлечением студентов театральных учебных заведений. Мне могут возразить, что Учитель не рекомендовал никого зазывать и кому-либо навязывать Учение, однако совершенно очевидно, что речь шла о предубеждённых и по сознанию не готовых людях. Но в отношении детей все Его рекомендации сводятся к тому, что как можно раньше нужно начинать детское просвещение, так как после семи лет уже многое потеряно в этом направлении. Тогда меньше будет трагедий среди детей, а впоследствии – и среди взрослых.

Беспокойство о том, что ещё не одно «поколение недоумков будут позорить планету», не безосновательно: мы видим, что с каждым десятилетием умственная и культурная деградация выражается всё более диким образом, и сегодня родителей надо воспитывать вместе с их детьми, потому как несколько поколений уже выросли в условиях разрушенных нравственных ценностей и навязанных антикультурных программ. Именно школа сегодня есть главный театр действий, где решается наша судьба. Поле битвы за детей есть поле битвы за наше национальное и планетарное будущее, поэтому жизненно необходимо объединить совместные усилия именно в этом направлении, и пусть самым мощным стимулом для осуществления этой задачи звучат слова Учителя:

«Когда Прошу: помогите строить Мою Страну, не к скелетам обращаюсь, но к живым творческим духам. Каждому назначается своя жертва. Символ открытых глаз так важен!».

По материалам доклада, представленного общиной «Крылья Духа» в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств 15-16 февраля 2013 года на Международной научной конференции «Наследие семьи Рерихов и Культура. Восток – Запад. Диалог культур» в разделе «Наследие семьи Рерихов и современные социокультурные проблемы»
Источники:

http://nowimir.ru/AUT/021801.htm
Людмила Матвеева
ЛИТЕРАТУРА:
1. Письма Е.И. Рерих. – МЦР, т. 9, 1951-1955 гг. – с. 546 // Прил. № 2, американским сотрудникам. 23.02.1926.
2. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. – Минск, Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. Том 2, с.. 321. // 23.10.37
3. Аум, 515.
4. Иерархия, 280.
5. Листы сада Мории, ч.3, гл. 1–8.
Показать больше