ЛЕКЦИИ ПО КНИГАМ А. БЕЗАНТ
Астральный план. Часть 1
Искусственные и естественные элементалы
Астральный план представляет собою космическую область, ближайшую к физической, если слово "ближайшая" возможно допустить в этом смысле. На астральном плане жизнь деятельнее, чем в физическом, и формы там гораздо более пластичны. Дух-материя этого слоя обладает свойствами несравненно более энергичного и тонкого проводника жизнедеятельности, чем какая бы то ни было ступень духа-материи в физическом мире.

Употребленное нами слово "ближайшая" не совсем подходяще потому, что вызывает представление о мировых планах как о концентрических кругах, причем одна сфера кончается там, где другая начинается. Вернее, было бы рассматривать их, как взаимно проникающие один в другой, разделенные между собой не расстоянием, а разницей в построении атомов. Так же, как воздух проникает в воду, как эфир проникает в самую твердую материю, так же и астральная материя проникает во все физическое.

Астральный мир над нами, под нами, вокруг нас и внутри нас. Мы живем и движемся в нем, но он неощутим, невидим и неслышен, потому что темница нашего физического тела замыкает нас от него: физические частицы тела слишком грубы, чтобы приходить в колебание от прикосновения астральной материи. Дух-материя астрального плана существует в семи подразделениях так же, как и в физическом мире. Там, как и здесь, существуют бесчисленные сочетания, образующие твердые, жидкие, газообразные и эфирные части астральной материи.

Но там, даже, наиболее материальные формы обладают светлостью и прозрачностью по сравнению с физическими формами, что и дало повод назвать этот план астральным. Общий вид астрального мира весьма схож с земным миром, что вполне естественно, так как большая его часть наполнена астральными двойниками физических объектов.

Но одна особенность поражает и смущает непривычного наблюдателя. И это из-за прозрачности астральных тел и свойств астрального зрения. Особенность эта состоит в том, что в астрале все видимо насквозь, задняя часть предмета так же, как и передняя, внутреннее так же, как и наружное. Поэтому необходима известная опытность, необходимо сперва научиться видеть астральные предметы правильно, ибо человек с развитым астральным зрением, но еще недостаточно опытный в его применении, может получить самые превратные впечатления и впасть в самые удивительные ошибки.

Другая поразительная особенность астрального мира, способная повергнуть в сильное смущение – это быстрота, с которой все формы, особенно не связанные с земной основой, меняют свои очертания. Астральное существо может изменить весь свой вид с самой поражающей быстротой, потому что астральная материя принимает новую форму под влиянием каждого воздействия мысли.

Искусственные элементалы
Расплывчатые неясные мысли, которые так обычны в неразвитых умах, достигая астрального плана, собирают вокруг себя расплывчатые облака "элементальной эссенции" и неопределенно носятся, объединяясь с другими облаками такого же характера, обволакивая астральные тела людей, магнетизм которых притягивает их. И затем, через некоторый промежуток времени, распадаются на составные части, чтобы снова слиться с общей атмосферой "элементальной эссенции".

Пока такой мыслеобраз сохраняет отдельное существование, он - живая сущность с телом из "элементальной эссенции", одушевленным жизнью той мысли, которая создала ее. И тогда он носит название "искусственного элементала".

Ясные, отчетливые мысли имеют свою определенную форму с ясными, чистыми очертаниями, и они представляют собою бесконечное разнообразие рисунков. Они формуются вибрациями, вызванными мыслью совершенно так же, как в физической среде различные формы образуются вибрациями, вызванными звуком. "Звуковые образы" представляют хорошую аналогию "мыслеобразам", ибо природа, несмотря на все свое бесконечное разнообразие, чрезвычайно консервативна в своих основах и воспроизводит одни и те же созидательные методы в последовательных проявлениях своих различных царств.

Ясно очерченные "искусственные элементалы" проявляют более продолжительную и более деятельную жизнь, чем их расплывчатые собратья, производя гораздо более сильное влияние на астральные тела (и через них на сознание) тех, к кому они притягиваются. Они производят, в этих последних, вибрации, подобные своим и, таким образом, мысли переходят от одного ума к другому без всякого физического проводника. Более того, они могут быть направлены к любому лицу, которого желал бы достигнуть, создавший их. Причем, сила их зависит от силы его воли и от сосредоточенности ем умственной энергии.

У людей среднего типа "искусственные элементалы", созданные чувством или желанием, гораздо сильнее и определеннее, чем созданные мыслью.

Так, взрыв злобы создает совершенно определенно очерченную сильную молнию красного цвета, а сосредоточенная злоба вызывает к жизни опасный элементал багрового цвета, с острыми или крючковатыми углами, приспособленными к тому, чтобы нанести вред.

Любовь, соответственно своему качеству, создает формы более или менее прекрасные по рисунку и цвету, всех оттенков кармина до самых очаровательных нежно-розовых тонов, подобных бледной заре; такой цвет бывает у нежных и в то же время сильных охраняющих мыслеобразов. Молитвы любящей матери роятся вокруг ее сына, принимая форму ангелов, отвлекающих от него дурные влияния, которые, быть может, притягиваются его собственными мыслями.

Отличительное свойство этих "искусственных элементалов" в том, что, будучи направлены к определенной личности, они одушевлены единым стремлением: выполнить волю создавшего их. Охраняющий элементал будет витать вокруг того, к кому он направлен, ища случая, чтобы отвлечь от него злые влияния или привлечь к нему нечто доброе, бессознательно, как бы слепым импульсом, разыскивая линию наименьшего сопротивления.

Точно также элементал, одушевленный злой, мстительной мыслью, будет рыскать вокруг своей жертвы, ища случая, чтобы навредить ей. Но ни первый, ни второй элементал не произведет никакого впечатления, если астральное тело объекта не имеет чего-либо, что могло бы отвечать гармонически на их вибрации. Если же в последнем совсем нет родственных им составных частей, они, по закону своей природы, отпрянув от него, возвращаются тем же путем, каким направлялись к нему, следуя по магнетическому следу, оставленному ими, и затем обрушиваются на своего же создателя с силою, соответствующей силе их отправления.

Так, мысль смертельной злобы, будучи бессильной поразить того, на кого она была направлена, поражала насмерть пославшего ее... Такие факты бывали проверены; точно также и добрые мысли, посылаемые недостойному, возвращаются назад в виде благословения к тому, который направил их.

Таким образом, даже поверхностное понимание астрального мира может стать сильным толчком для правильного мышления и создать чувство ответственности по отношению к мыслям, желаниям и чувствам, которые мы так легкомысленно выпускаем в астральный мир.

Рыщущих хищных зверей, разрывающих на части и пожирающих, вот что представляют из себя некоторые из мыслей, которыми люди населяют астральный план. Но они не ведают, что творят. Вот почему одной из задач теософического учения является легкое приподнятие завесы, скрывающей от нас невидимые миры, чтобы дать людям более сознательную основу для поведения и более разумную оценку тех невидимых причин, последствия которых мы видим проявленными в земном мире.

И немногие из теософических доктрин столь важны в своем этическом значении, как учение, касающееся создания и направления мыслеформ, ибо благодаря ему человек узнает, что его сознание касается не только его одного, что мысли его не остаются при нем, а высылаются им в мир людей, где они влияют подобно ангелам или демонам, за что ответственен он один. Пусть же люди узнают закон и начнут направлять свои мысли сообразно закону.

Если же мы возьмем "искусственные элементалы" не врозь, а в целой массе, легко вообразить себе, какое огромное влияние имеют они, созидая национальные и расовые чувства и кладя таким образом основание для ограничения сознания и для предрассудков.

Мы все растем, окруженные атмосферой, наполненной элементалами, воплощающими известные идеи: национальные предрассудки, национальные взгляды на всевозможные вопросы, национальные оттенки чувствований и мыслей, все это действует на нас с минуты рождения. Мы видим все сквозь эту атмосферу, каждая мысль более или менее преломляется в ней, и наши собственные астральные тела вибрируют в созвучии с ней. Отсюда разница, с которой на ту же самую идею посмотрит индус, англичанин, испанец и русский; некоторые понятия, легко усваиваемые одним, будут почти недоступны для другого, обычаи, стихийно привлекательные для одного, будут также стихийно противны для другого. Мы все подпадаем под власть нашей национальной атмосферы, т.е. той части астрального мира, которая непосредственно окружает именно нас.

Мысли других, сформованные подобно нашим, влияют на нас и вызывают гармонические вибрации; они усиливают точки наших соприкосновений с окружающей нас средой и сглаживают различие в мыслях. И это неустанное воздействие на нас извне через наше астральное тело кладет на нас национальное клеймо и прокладывает готовые пути, по которым мысли и устремляются с наибольшей легкостью. Во сне и наяву - эти токи мыслей действуют на нас и наше неведение делает их влияние на нас еще более действительным. И так как средние люди гораздо сильнее в пассивной восприимчивости, чем в активном творчестве, то они и действуют почти как автоматические воспроизводители всех мыслей, достигающих их, и таким образом способствуют постоянному усилению национальной атмосферы.

Когда кто-либо становится чувствительным к астральным влияниям, он начинает испытывать время от времени, непонятный и на вид неразумный страх, который нападает на него с парализующей силой. И как бы он с ним ни боролся, все же чувствует этот страх. Вероятно, мало найдется людей, которые не испытывали бы до некоторой степени этого страха, этой тяжелой боязни перед чем-то невидимым, ощущение чьего-то присутствия, сознание, что ты "не один". Это происходит отчасти вследствие известной враждебности стихийного мира элементалов против человека, которая возникла благодаря его разрушительным деятельностям на земле, отражающимся в астральном мире; а также и в зависимости от множества "искусственных элементалов" враждебного характера, порождаемых человеческими умами. Мысли ненависти, ревности, мести, горечи, подозрения, недовольства исходят из них миллионами, населяя астральную сферу "искусственными элементалами".

Рядом с последними, сколько неопределенного недоверия и подозрительности изливается невежественными людьми против всех, пути которых не соответствуют их понятиям и непонятны для них! Слепое недоверие ко всем чужеземцам, самоуверенное презрение - все это тоже создает дурные влияния в астральном мире.

Так как подобные влияния исходят в изобилии от нас, мы этим создаем слепо-враждебную армию в астральном слое, и под влиянием этой вражды мы испытываем в нашем собственном астральном теле чувство страха, вызываемое враждебными вибрациями, которые нами чувствуются, но понять которые мы не в состоянии.
Естественные элементалы
Помимо "искусственных элементалов", астральный мир густо заселен, даже если исключить на время все человеческие существа, которые путем смерти утратили свое физическое тело. Есть там и большие толпы "естественных элементалов", подразделяемых на пять главных отделов: элементалов эфира, огня, воздуха, воды и земли. Последние четыре группы назывались в средневековом оккультизме саламандрами, сильфами, ундинами и гномами (скажем мимоходом, что есть еще два класса элементалов, составляющих с предыдущими семь классов, но мы не будем их касаться, так как они еще не проявлены).

Эти истинные создания элементов земли, воды, воздуха, огня и эфира во многом причастны к выполнению деятельностей, соединенных с их собственным элементом; они - те проводники, те каналы, через которые действуют божественные энергии в каждой из раз личных областей природы, они - живое выражение закона в каждой из них. Во главе каждого из отделов стоит могущественное Существо, как бы предводитель великой армии, руководящий разум всего отдела природы, которым заведуют элементалы, состоящие под его контролем. Так, Агни - бог огня - является великой духовной сущностью, ведающей разнообразными проявлениями огня во всех сферах вселенной и выполняющей свои задачи с помощью целых сонмов "элементалов" огня.

Так как элементы природы входят в состав человеческого тела, и тот или другой элемент в нем преобладает, смотря по индивидуальному характеру каждого данного человека, каждое человеческое существо находится в известных отношениях с этими элементалами, причем наиболее дружественны к нему те, элемент которых преобладает в его теле. Действие этого факта природы в народе приписывается "счастью", говорят: "у него счастливая рука" или "у него счастливый глаз" для посева растений, для отыскания подземной воды и т.п. Природа сталкивает нас постоянно с оккультными силами, но мы плохо понимаем ее намеки. Иногда старинное предание скрывает в какой-нибудь пословице или сказке оккультную истину, но мы давно уже переросли все подобные "предрассудки".

На астральном же плане находятся и духи природы - менее точно называемые также "элементалами", - которые заведуют строением форм в минеральном, растительном, животном и человеческом царствах. Есть духи природы, которые строят минералы, которые направляют жизненную энергию в растениях, и такие, которые, молекула за молекулой, строят сложные тела животного царства. Они участвуют в созидании и эфирных тел минералов, растений и животных так же, как и физических. Это и есть те феи и эльфы, которые так часто встречаются в сказках, тот "маленький народец", который играет такую большую роль в народных верованиях каждой нации, прелестные дети природы, так презрительно изгнанные современной наукой в детские сказки, но которые будут возвращены на свою собственную ступень естественной эволюции природы более мудрыми учеными позднейших времен.

В минеральном царстве духи природы построили зачатки минерального астрального тела. В растительном царстве астральные тела уже несколько более организованы, и их "чувствование" начинает уже понемногу проявляться. В животном царстве астральное тело значительно более развито, оно достигает в высших видах животного царства настолько определенной организации, что в состоянии существовать некоторое время и после смерти физического тела и вести свое независимое существование в астральном мире.

Духи природы, ведающие построением животных и человеческих астральных тел, получили особое название "элементалов желания" [Каmа-devas, kama -- желание, devas -- ангелы], потому что они проникнуты желаниями всякого рода и постоянно вносят свои собственные элементы в построение астральных тел животных и людей. Для построения астральных тел животных они употребляют различные виды "элементальной эссенции", подобной той, из которой составлены их собственные тела, и животные приобретают этим путем, как бы вплетенные в остальные части тела, центры ощущений и деятельностей, вызываемых страстями. Эти центры приводятся в действие импульсами, которые получаются соответствующими физическими органами и передаются посредством эфирных органов астральному телу. Животное не в состоянии испытывать удовольствия или страдания, если не будет затронуто его астральное тело. По камню можно ударять, но он не почувствует боли, потому что имеет физические и эфирные молекулы, но его астральное тело еще не организовано. Животное ощущает боль от удара потому, что обладает астральными центрами чувствований и потому, что "элементалы желаний" вселили в его тело свою собственную природу.

"Тело желаний" [Kama-rupa, техническое название астрального тела, от kama -- желание и rupa -- форма] или астральное тело животных ведет независимое, хотя и мимолетное существование на астральном плане после того, как смерть разрушила его физический двойник.

В цивилизованных странах организованное убивание животных на бойнях посылает ежегодно миллионы и миллионы жертв в астральный мир, трепещущих от ужаса и страдания и от страха перед человеком. Сравнительно небольшое число животных, которым дают умереть в покое, теряется в огромных скопищах убитых. И от враждебных токов, посылаемых последними из астрального мира, исходят такие влияния, которые все более и более разъединяют человеческое и животное царства и порождают в последнем "инстинктивное" недоверие и страх, а в человечестве развивают дурные страсти и жестокость.
Источники:

1. Анни Безант «Древняя мудрость»